20 октября 2015 г.

Методический арт-подиум как составляющая педагогического мастерства учителей предметов художественно-эстетического цикла

Без творческих поисков нет подлинного искусства
(Д. Шостакович)

В соответствии с планом работы Донецкого института последипломного педагогического образования 17.10.2015 года в рамках интерактивных форм работы со слушателями курсов повышения квалификации учителей изобразительного и музыкального искусств, впервые был проведен интегрированный творческий комплексный зачет в форме арт-подиума, в ходе которого была показана палитра мастер-классов с последующим выходом на Город мастеров, целью которого было:

  • привлечение учителей к инновационной, опытно-поисковой и научно-экспериментальной деятельности;
  • развитие творческой инициативы педагогов-предметников;
  • выявление и распространение наиболее эффективных форм и методов их работы.
Исходя из цели, были определены задачи арт-подиума:
  • адаптация полученных теоретических знаний и практических навыков в инновационных условиях преподавания предметов художественно-эстетического цикла в школе;
  • формирование и совершенствование предметных компетенций, необходимых для рационального, педагогически направленного использования новых образовательных технологий;
  • обогащение эмоционально-эстетического опыта слушателей, формирование культуры чувств, пробуждение личностно-позитивного отношения к художественным ценностям;
  • понимание связей искусства с социальной и культурной средой жизнедеятельности человека, осознание им собственной причастности к художественным традициям своего народа с одновременным пониманием особенностей других национальных картин мира.
Арт-подиум - это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя. Это оригинальный способ организации деятельности слушателей курсов в составе малых и больших групп при участии учителя-мастера, который инициирует поисковый, творческий характер деятельности коллег. В основе технологии – ценностные ориентации, целевые установки мастера; технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью, гарантирующей ее достижение.

Серию мастер-классов открыла учитель изобразительного искусства Донецкого лицея № 37 Грохольская И.А. Проведение мастер–класса «Дизайн витража» иллюстрировалось слайдовой презентацией и творческими работами учащихся.

Успешному проведению мастер-класса Огарок А.С., учителя изобразительного искусства Донецкой СОШ № 97, «Древнерусское искусство» способствовало его теоретическое обоснование и чётко отработанная технология процесса с применением новых художественно-педагогических технологий.

Мастер-класс «Канон в развитии навыков многоголосого полифонического пения» Барановой Н.Л., учителя музыкального искусства СОШ № 124 г. Донецка, проводился с целью обобщения опыта работы педагога по развитию слухового внимания учащихся, позволяющего планомерно и последовательно развивать музыкально-вокальный слух ученика.
 
Мастер-класс Чигриной В.В., учителя музыкального искусства Макеевской СОШ № 34, «Обряды и обычаи в фольклоре» был ориентирован на личностное развитие учащихся, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), умение анализировать и интерпретировать произведение искусства. 

Серию мастер-классов продолжили: Попова Г.А., преподаватель изобразительного искусства Донецкого педагогического колледжа, - «Архитектура ХХ столетия»; Кищенко Е.И., учитель музыкального искусства Шахтерской гимназии, - «Работа над вокально-хоровыми навыками на уроках музыкального искусства»; Билык А.П., учитель изобразительного искусства Макеевской СОШ № 50, - «Пути развития современной культуры и дизайна» («Город сегодня и завтра»). Предлагаемые практические материалы могут быть использованы учителями образовательной отрасли «Искусство» на уроках художественно-эстетического цикла во время анализа–интерпретации произведений искусства; помогут сформировать у детей ценностные и профессиональные ориентации, опыт художественно-практической деятельности, потребность в творческой самореализации и духовно-эстетическом самоусовершенствовании.

В ходе мастер-классов слушатели:
  • познакомились с приемами создания мотивационного поля и актуализации знаний учащихся;
  • освоили новые художественные техники выполнения творческих работ;
  • получили инструкции по организации работы учащихся в группах;
  • показали готовность «учеников» и мастеров к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе.
Внимание присутствующих было акцентировано на развитие коммуникативных навыков, умения обобщать, мыслить самостоятельно, творчески, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Итоговым аккордом арт-подиума стало декоративное панно «Город мастеров», в котором отобразились эпохи, стили, течения и направления в искусстве.

На зачете присутствовали проректор ДонИППО Зарицкая В.Г., заведующая кафедрой общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания Бухлова Н.В.

Руководителями курсов, заведующей отделом культуры и эстетики Лобынцевой С.Н. и методистом отдела культуры и эстетики Манейчик М.В., были подведены итоги проведенного интегрированного творческого комплексного зачета. Отмечалась общая культура, эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта «учителями-мастерами», а также было акцентировано внимание присутствующих на результативной работе «учеников» мастер-классов.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел культуры и эстетики