14 октября 2015 г.

Формирование здоровьесберегающей компетенции учащихся на уроках естественного цикла

«Ничто так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье. Наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей»
Фрэнсис Бэкон

Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование компетенции здоровьесбережения у обучающихся – важнейшая цель здоровьсберегающей педагогики.

Компетенция здоровьесбережения включает в себя: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма наркомании, ВИЧ/СПИДа. Знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, физической культуры человека, свободы и ответственность выбора образа жизни. Современные технологии обучения здоровью представляет собой включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.

Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.

Медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патология зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния. У учащихся повышается утомляемость, и уже никого не удивляет такой диагноз, как синдром хронической усталости.

Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения современной школы.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим с собою и окружающим миром.

Воспитание ценностных ориентаций на здоровье, обучение здоровьесберегающему поведению обучающихся осуществляется через базовые предметы биология, экология, химия так и через внеклассную работу, через классные час, игровые занятия, кружки, агитбригады и т.д. Учащиеся знакомятся с гигиеническими правилами по уходу за кожей лица, рук, ног, волосами, зубами, с болезнями, связанными с нарушением правил гигиены. Большое внимание уделяется режиму учебы, отдыха, сна, подготовки к экзаменам. Обучаются методам снятия утомления, стресса. 

Ведется работа по профилактике инфекционных заболеваний: рассматриваем причины возникновения инфекционных заболеваний, источники, пути передачи, поведение во время болезни, ответственность за распространение инфекций. Учащиеся получают информацию о ВИЧ/СПИДе, заболеваниях передающиеся половым путем, о наследственных заболеваниях. Большое внимание уделяется профилактике вредных привычек: табакокурению, употреблению спиртных напитков, наркомании.

Основное содержание предложенных мероприятий связано с воспитанием у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированием представлений о здоровье как ценности. «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...». Эти слова принадлежат замечательному русскому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Современному педагогу в своей работе необходимо руководствоваться принципами здоровьесберегающей педагогики:
  1. Принцип не нанесения вреда.
  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
  3. Принцип триединого представления о здоровье - неразрывное единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
  4. Принцип непрерывности и преемственности.
  5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
  6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
  7. Комплексный, междисциплинарный подход.
  8. Принцип медико-психологической компетентности учителя.
  9. Принцип гармонического сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
  10. Приоритет позитивных воздействий над негативными.
  11. Приоритет активных методов обучения.
  12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии.
  13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
  14. Принцип отсроченного результата.
  15. Принцип контроля за результатам.
Создавая концепцию по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя. Необходимо в тесной взаимосвязи учитель-родитель формировать идеала жизни и идеала человека, формировать благоприятные тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения и уменьшение воздействия на него различных факторов.

Кафедра естественно-математических дисциплин
и методики их преподавания