«Ничто так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье. Наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей»
Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон
Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование компетенции здоровьесбережения у обучающихся – важнейшая цель здоровьсберегающей педагогики.
Компетенция здоровьесбережения включает в себя: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма наркомании, ВИЧ/СПИДа. Знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, физической культуры человека, свободы и ответственность выбора образа жизни. Современные технологии обучения здоровью представляет собой включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.
Медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патология зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния. У учащихся повышается утомляемость, и уже никого не удивляет такой диагноз, как синдром хронической усталости.
Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения современной школы.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим с собою и окружающим миром.
Воспитание ценностных ориентаций на здоровье, обучение здоровьесберегающему поведению обучающихся осуществляется через базовые предметы биология, экология, химия так и через внеклассную работу, через классные час, игровые занятия, кружки, агитбригады и т.д. Учащиеся знакомятся с гигиеническими правилами по уходу за кожей лица, рук, ног, волосами, зубами, с болезнями, связанными с нарушением правил гигиены. Большое внимание уделяется режиму учебы, отдыха, сна, подготовки к экзаменам. Обучаются методам снятия утомления, стресса.
Ведется работа по профилактике инфекционных заболеваний: рассматриваем причины возникновения инфекционных заболеваний, источники, пути передачи, поведение во время болезни, ответственность за распространение инфекций. Учащиеся получают информацию о ВИЧ/СПИДе, заболеваниях передающиеся половым путем, о наследственных заболеваниях. Большое внимание уделяется профилактике вредных привычек: табакокурению, употреблению спиртных напитков, наркомании.
Основное содержание предложенных мероприятий связано с воспитанием у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированием представлений о здоровье как ценности. «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...». Эти слова принадлежат замечательному русскому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Современному педагогу в своей работе необходимо руководствоваться принципами здоровьесберегающей педагогики:
- Принцип не нанесения вреда.
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
- Принцип триединого представления о здоровье - неразрывное единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
- Принцип непрерывности и преемственности.
- Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
- Принцип медико-психологической компетентности учителя.
- Принцип гармонического сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
- Приоритет позитивных воздействий над негативными.
- Приоритет активных методов обучения.
- Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии.
- Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
- Принцип отсроченного результата.
- Принцип контроля за результатам.
Создавая концепцию по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя. Необходимо в тесной взаимосвязи учитель-родитель формировать идеала жизни и идеала человека, формировать благоприятные тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения и уменьшение воздействия на него различных факторов.
Кафедра естественно-математических дисциплин
и методики их преподавания
и методики их преподавания