Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления.
М.М. Бахтин
М.М. Бахтин
Текстоцентрический подход к изучению русского языка и хорошо продуманная система упражнений способны сформировать и развивать у обучающихся коммуникативные умения и навыки, раскрыть их творческий потенциал, активизировать мыслительную деятельность, развивать воображение, воспитывать чувство русского языка, а перцептивная и продуктивная деятельность с учебными текстами будет способствовать формированию языковой личности обучающегося.
Анализ текста на уроке русского языка начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Послетекстовая работа носит, как правило, творческий характер.
В октябре текущего года слушатели курсов повышения квалификации «Формирование риторической компетенции учителя-словесника как составляющей педагогического мастерства» подготовили коллективный курсовой проект «Анализ текстов на уроках русского языка в 5-11 классах общеобразовательных организаций». Предлагаем учителям-словесникам мини-сборник текстов с образцами комплексного анализа для использования на уроках русского языка (см. Приложение).
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы
Отдел русского языка и литературы