2 ноября 2015 г.

Мастер-класс учителя украинского языка и литературы Донецкой общеобразовательной школы № 33 Ковалинской И.М.

«Всему, что необходимо знать, научить невозможно.
Учитель может сделать только одно – указать дорогу!»

29 октября 2015 года в рамках реализации Креатив-плана научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики и проведения «Мастерской Победителей»  на базе Донецкой общеобразовательной школы № 32 состоялся мастер-класс учителя украинского языка и литературы высшей квалификационной категории Ковалинской Ирины Михайловны

Ирина Михайловна – лауреат ІІ этапа конкурса «Учитель года» (2012 г.), Открытого Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «45 минут славы» (2015 г.). Активная, творческая личность, находится в постоянном поиске. Она – актриса: владеет искусством  перевоплощения, играет на гитаре, пишет прекрасные поэзии. Но, главное, она – креативный, грамотный, эрудированный, высококвалифицированный педагог. Опыт Ковалинской И.М. обобщён методистами Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования и внесен в республиканский банк  перспективного педагогического опыта.

Ирина Михайловна придерживается того мнения, что УЧИТЕЛЬ – это ЧЕЛОВЕК, который развивает в ребёнке способность мыслить, умение отстаивать свою точку зрения.  Всей своей деятельностью она доказывает: «Всему, что необходимо знать, научить невозможно. Учитель может сделать только одно – указать дорогу».

Ковалинская И.М. работает над проблемой «Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей обучающихся на уроках украинского языка и литературы». Деятельность учеников организовывает на основе изучения их возрастных и индивидуальных возможностей, активно применяет в работе ИКТ-технологии, стремится творчески, авторски выстроить урок-диалог, чтобы каждый ребенок был услышан. Ирина Михайловна, вслед за В. Сухомлинским, справедливо считает: «Учитель – это скрипач детских сердец: как поведёт смычком, такую мелодию и услышит…»

Участниками мастер-класса по теме «Развитие творческих способностей и познавательной активности обучающихся посредством интерактивных технологий на уроках украинского языка и литературы» стали учителя украинского языка и литературы, русского языка и литературы общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, стажёры, работающие по проблеме «Современные подходы к организации учебного процесса, инновационные технологии на уроках языка и литературы».

Цель: популяризовать  опыт  работы  учителя-мастера, ознакомить учителей гуманитарного направления с технологиями интерактивного обучения, инновационными методами развития творческих способностей обучающихся на основе деятельностного, а также метапредметного подхода, способствовать обмену опытом по проблеме, профессиональному самоусовершенствованию и самообразованию.

Вначале мероприятия Ирина Михайловна, обращаясь к коллегам, подчеркнула, что тема её опыта созвучна проблеме реформирования современного образования: формирования самостоятельной, инициативной, вдумчивой личности посредством внедрения активных, интерактивных форм и методов обучения, среди которых ведущее место занимает развитие познавательного интереса обучающихся. 

Во время мастер-класса учитель-мастер представила собственную систему работы, а именно:
  • комплекс методических приёмов, педагогических действий, которые присущи именно её системе работы;
  • оригинальные действия взаимосвязанные между собой и обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных задач;
  • целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приёма; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.
С целью подготовки участников мастер-класса к успешной деятельности, создания комфортной рабочей атмосферы Ковалинская И.М. во время организационного этапа предложила для выполнения упражнения «Цвета (кольори)», «Ожидания (очікування)».

Согласно технологии проведения мастер-класса учитель презентовала педагогический опыт (обосновала основные идеи педтехнологии, охарактеризовала личную творческую лабораторию, определила проблемы и перспективы в работе, дала описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии). Упражнение носило название «Методическая сокровищница».

Практический этап работы включал в себя выполнение упражнения «Рекламная карусель». Учитель-мастер провела имитационную игру со слушателями с демонстрацией приёмов эффективной работы с учениками.

На этапе рефлексии – обсуждение результативности совместной деятельности Мастера и участников занятия, заполнение карт самооценки; заключительное слово ведущего педагога, ответы на вопросы, подведение итогов. Оценить деятельность во время тренинга позволило рефлексивное упражнение «Микрофон».

В конце занятия Ирина Михайловна предложила коллегам высказать пожелания в письменном виде (упражнение «Пожелания»).

Таким образом, активное участие в работе дало возможность всем участникам мастер-класса пополнить собственную «методическую сокровищницу», обменяться опытом по проблеме, повысить уровень профессионального мастерства.

Участники мероприятия высказали слова благодарности в адрес Ковалинской Ирины Михайловны за высокий уровень компетентности, творческую работу, доступность и конкретность изложенной информации. Педагоги поблагодарили коллектив школы, администрацию и методическую службу за организацию мастер-класса.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы