20 ноября 2015 г.

Учимся у российских коллег

В представленном пособии рассмотрена суть федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Материал изложен спиралевидно. Основные вопросы, связанные с внедрением ФГОС ДО рассматриваются на трех уровнях: управленческом, методическом, психолого-педагогическом. Они изложены в соответствующих разделах пособия.

Так, в первой главе первого раздела сделан акцент на вопросах управления детским садом в период перехода на работу по требованиям стандарта дошкольного образования. Здесь представлен материал, характеризующий названный стандарт: цель, задачи, структура. Описаны виды деятельности дошкольников, соответствующие их возрастным периодам развития. Значительное внимание уделено особенностям основной образовательной программы дошкольного образования, которые требуют учета при ее разработке и внедрении в деятельности дошкольной образовательной организации. Кроме этого, в плане осуществления управленческой деятельности в детском саду необходимо учитывать и создавать условия, в которых должна происходить реализация основной образовательной программы дошкольного образования, учитывать требования к развивающей предметно-пространственной среде. В этой главе также имеются сведения о том, какие требуются изменения в личности и деятельности педагогов дошкольной образовательной организации при переходе на работу по ФГОС ДО.

Вторая глава первого раздела позволяет сориентироваться в свойствах, функциях, принципах, стратегиях, методах управления современным детским садом, работающим в режиме перехода на выстраивание всей своей деятельности по требованиям ФГОС ДО. Здесь же представлены примеры планов введения ФГОС ДО в деятельность дошкольных образовательных организаций, критерии, по которым руководители детских садов могут определить, насколько их учреждение готово к работе в новом режиме и что еще в этом направлении необходимо предпринять. 

Второй раздел пособия имеет методический характер. В первой его главе представлены рекомендации и варианты конструирования целевого раздела основной образовательной программы дошкольного образования. Вторая глава второго раздела посвящена вопросам конструирования в детском саду содержательного, организационного и дополнительного раздела основной образовательной программы дошкольного образования, представлена модель конструирования содержания программы. В третьей главе этого раздела находятся варианты самоанализа основной образовательной программы, разработанной в детском саду. Четвертая глава содержит материал, позволяющий сориентироваться в особенностях создания предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО. 

Третий раздел учебного пособия раскрывает вопросы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ДО в деятельность детских садов. В первой главе основное внимание уделяется проблемам социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях, когда воспитатели работают по стандарту дошкольного образования. Подчеркнуто, как в этом случае происходит управление процессом социализации, охарактеризовано содержание, структура, уровни, механизмы социальной адаптации дошкольников. Во второй главе третьего раздела введение ФГОС ДО излагается сквозь призму осуществления инновационной деятельности. Здесь показаны особенности, сложности ее осуществления. Охарактеризован синдром эмоционального выгорания педагогов, описаны кризисы в профессиональном развитии сотрудников дошкольной образовательной организации. Рассмотрены пути обновления деятельности детского сада. 

В учебном пособии имеется список литературы по проблемам деятельности детских садов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
 
Доступ к содержанию пособия по ссылке https://drive.google.com/file/d/0B6pbkvPLmnyKZVBWRUFkN1Y0dWs/view?usp=sharing 

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр научно-методического тьюторинга