22 декабря 2015 г.

Игра как средство самообучения и самовоспитания обучающихся

В настоящее время при проведении уроков используются различные методы и приёмы. Это и традиционные, и интерактивные методы. Но никто из учителей трудового обучения (технологий) не отказался от проведения игр во время урока. 

На значение игры специально обращали внимание классики педагогики. Как писал А. Макаренко: «Есть ещё один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребёнка. В детском возрасте игра - это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело…У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворить». Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Хорошая игра похожа на хорошую игру, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико.
  1. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли… Игра без усилия, без активной деятельности – всегда плохая игра.
  2. Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая. Такую же радость приносит и хорошая работа – и здесь полное сходство.
  3. Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре её нет. В игре есть такая же большая ответственность, как и в работе – конечно, в игре хорошей, правильной.
Отличие игры от труда в том, что в труде реализуется общественная цель – создание материальных и культурных ценностей. Термин «правильная, хорошая» игра надо понимать как игра, педагогически грамотно организованная, игра воспитывающая, обучающая. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – это то средство, где обучение и воспитание переходят в самообучение и самовоспитание. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребёнком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, а не только на его функции как ученика.

Суть игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребёнком воображаемы, чувства, переживаемые ими, реальны.

Эта специфическая особенность игры несёт в себе большие обучающие и воспитывающие возможности, так как, управляя сопереживанием игры, включая в сюжет игры определённые роли, педагог может программировать определённые положительные чувства играющего. 

В подростковом возрасте у ребёнка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции «Я – взрослый». Причём подросток стремится представить себя вообще взрослым, взрослым – героем, взрослым – победителем. Общее количество игр в подростковом возрасте необычайно велико. Игры достаточно сложные и разнообразные. В процессе игр педагог может решать вопросы самоуправления, регулировать смену позиций отдельных школьников в коллективе и будить их фантазию, менять их отношение к определённым видам деятельности и к самим себе.

Возраст 15-18 лет – возраст ранней юности. Для этого периода характерно устремление в будущее, поиск смысла жизни. Это возраст тоже противоречивый, но противоречия иные. Старшие школьники на пороге выбора профессии, жизненного пути, а нередко и создания семьи. Это сложное положение, так как надо ясно представлять выбираемые социальные роли и достаточно трезво оценить свои возможности. Поэтому для старших школьников характерна ориентация на общество, на свою будущую роль в этом обществе. Их глубоко интересуют различные социальные явления за пределами семьи и школы. Возрастные особенности требуют от взрослых иного подхода к старшим школьникам. Именно игры могут стать здесь незаменимым помощником взрослых.

Чтобы эффективно воспитывать учеников, недостаточно знать набор игр. Игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий. Главное из них – это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приёмов. Его можно назвать игровой позицией педагога. Основными функциями игровой позиции педагога являются:
  • гуманизация отношений педагога с детьми;
  • повышение творческого потенциала  коллективной деятельности;
  • экономия нервных затрат педагогов и школьников;
  • обеспечение гибкого поведения учителя.
При проведении уроков трудового обучения (технологий) создаются самые благоприятные возможности для проведения игр. Их возможно проводить в любом возрасте и при изучении практически всех тем программы.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел технологий