14 декабря 2015 г.

С какого возраста можно начинать трудовую подготовку детей?

Всем известно, что в раннем возрасте дети лучше всего воспринимают и запоминают информацию, действия. Трудовая подготовка - очень сложный и длительный по времени процесс обучения. Для получения хорошего результата в ней необходимо начинать обучение детей как можно раньше. Этим и объясняется введение некоторых трудовых операций в дошкольных учреждениях, более конкретное трудовое обучение в начальной школе и основательная подготовка в основной школе. 

В начальном звене учитель имеет возможность проследить за ребёнком и выяснить его психомоторные данные для выполнения технологических операций, запоминания теоретического материала и способностей к творчеству. Эти данные ему понадобятся и в дальнейшем, когда придёт время разрабатывать и выполнять проекты с детьми. При этом упор в трудовой подготовке должен делаться не только на способных детей, но и на всех других обучающихся.

Существует много форм организации учебного процесса. Но можно выделить бригадно-звеньевую. Она позволяет равноценно задействовать всех детей класса. Бригады (звенья) формируются по следующему принципу: 1 способный ребёнок – бригадир - и 2-3 тех, кто трудно усваивает трудовые операции. Это позволяет задействовать всех школьников на равных условиях. При изготовлении изделий дети не только выполняют определённые трудовые операции, но и решают творческие задачи, приобретают умения и навыки по графической подготовке, эстетике оформления изделий, моделирования и конструирования изделий, учатся применять полученные на уроках трудового обучения знания и умения при изучении других учебных предметов. 

С более способными детьми необходимо организовывать дополнительные занятия, привлекать их к занятиям в кружках, олимпиадном движении, к решению изобретательских и рационализаторских задач. Таким образом, начиная с дошкольного учреждения, обучаясь в начальном звене и затем в основной школе, ребёнок изучает всё более сложный теоретический материал, осваивает всё более сложные технологические операции и приходит к высшему мастерству – разработке и изготовлению творческих проектов. Как видим, это процесс длительный по времени. Но в итоге решаются задачи новых государственных образовательных стандартов в области трудового обучения. В них говорится о том, что обучающиеся при трудовой подготовке должны:
  1. овладевать методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
  2. овладевать средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
  3. сформировать умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел технологий