13 января 2016 г.

О раскрытии и психологическом сопровождении скрытой одаренности школьников в контексте внедрения государственных образовательных стандартов

В настоящее время в профессиональной практике психологов сферы образования вновь обретает заслуженную актуальность проблема психологического сопровождения детской одаренности. Это закономерно, поскольку Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015-2017 гг. прямо указывает на то, что «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность (…) развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых». В данном контексте целесообразно изучить опыт российских коллег по психологическому сопровождению детской одаренности в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

Подобным опытом делится педагог-психолог МБОУ «Паратунская школа», Камчатский край, Валанова Н.М. Автор обращает внимание на одну неожиданную особенность учёбы творческих детей: «дома могут заниматься хорошо, а ограниченные во времени на уроках и под пристальным вниманием педагогов не показывают результатов. Это может вызвать непонимание и конфликты между педагогом, родителями, детьми». Данное наблюдение было подтверждено результатами тестирования: «в одном из 9 классов с применением одного из батареи тестов на оригинальность мышления и творческие способности, предложенных Ю.Н. Белеховым, 60% учащихся класса, имеющих проблемы в поведении и учёбе, показали положительный результат».

Далее автор рассматривает и анализирует природу и особенности и такого специфического явления психики школьников, как скрытая одаренность: «Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. Скрытые формы одаренности – это сложные по своей природе психические явления» - и дает проверенные личным профессиональным опытом практические рекомендации по психологическому сопровождению данной категории одаренных детей.

С полным текстом публикации можно ознакомиться по следующей ссылке: http://psy.su/feed/2591/ 

Кафедра менеджмента образования и психологии