18 февраля 2016 г.

Дополнительное образование как фактор позитивной социализации учащейся молодежи: проблемы, опыт, перспективы

Дополнительное образование рассматривается как мощный фактор процесса позитивной социализации детей и подростков. Роль учреждений дополнительного образования не ограничивается только организацией целенаправленной досуговой деятельности обучающихся. Дополнительное образование рассматривается как средство профориентации и подготовки к будущей жизни, как источник формирования уважения и интереса к труду, как инструмент всестороннего гармоничного развития личности, ее нравственных, морально-волевых качеств, профилактики девиантности.

Модернизация образовательных стандартов системы образования ДНР предъявляет к системе дополнительного внешкольного образования ряд требований, обусловленных новым государственным заказом на образовательный продукт современности. Компетентностный подход не отрицает требований знаниевой классической парадигмы, в сочетании с принципами комплексности, системности, синергетичности дополнительное образование призвано подготовить подрастающее поколение к жизни, сформировать непосредственный живой интерес к производительному труду, переориентировать ценности общественного сознания в русло уважения к творческому, общественно-полезному и востребованному процессу труда.

В формате координации межструктурных взаимодействий в системе Донецкий РИДПО и учреждения дополнительного образования ДНР 17 февраля 2016 года на базе Донецкого РИДПО провели заседание творческой группы «Позитивная социализация детей и учащейся молодежи в условиях учреждения дополнительного образования». 
 
К работе в рамках творческой группы были приглашены сотрудники отдела дополнительного образования МОН ДНР, ведущий специалист отдела Кузьмин С.С., представители Учреждений дополнительного образования Республики, лучшие организаторы, педагоги-практики, представляющие 14 ведущих организаций дополнительного образования ДНР: Лемиш И.П. (директор Донецкого республиканского ДДЮТ), Христич Е.Ф. (методист Донецкого республиканского ДДЮТ), Пересада Е.А. (директор Донецкого республиканского ЦТКУМ), Забавская И.А. (заместитель директора Донецкого республиканского ЦТКУМ), Гайдукова О.В. (заместитель директора Донецкого республиканского ЦТТ), Зайцева О.В. (заместитель директора Донецкого республиканского ЦТТ), Полукеева В.Н. (методист методического центра управления образованием администрации г.Макеевка), Сокур О.А. (методист ДДЮТ Кировского района г.Донецка), Карнаух Л.Н. (заведующая филиалом «Фортуна» Центра дополнительного образования детей и юношества Кировского района г.Донецка), Бутова Е.Ю. (директор станции юных натуралистов г.Макеевка), Лихоманова Г.Н.  (заместитель директора Горловского городского ДДЮТ), Некипелова И.А. (практический психолог ДДЮТ «Юность» г.Торез), Гайдай Е.Н. (директор туристско-экологического центра «Эдельвейс» Новоазовского района), Зубчевская Е.Н. (директор Новоазовского центра внешкольного образования).

Работа творческой группы была организована в рамках проведения круглого стола с элементами проблемной дискуссии и обучающих деловых игр. Спикер работы творческой группы Мазуренко Л.Н., методист отдела воспитания и развития творческой личности, и Некрасова И.Н., научный консультант к.п.н., доцент, познакомили собравшихся со структурой позитивной социализации как социально-образовательным феноменом, раскрыли психологические функции, задачи и выделили целевой компонент. Перед собравшимися была озвучена следующая повестка встречи:
  1. Анализ опыта и проблем позитивной социализации: актуальные вопросы практики и теории.
  2. Особенности позитивной социализации молодежи в условиях дополнительного образования.
  3. Проблемное моделирование: создание интерактивной модели позитивной социализации учащейся молодежи в условиях учреждений дополнительного образования.
Участники круглого стола обсудили насущные проблемы системы дополнительного образования, поделились опытом и мнениями относительно перспективы развития учреждений дополнительного образования. Единодушно признали, что учреждение дополнительного образования необходимо рассматривать как многопрофильную образовательную площадку, которая должна гармонично сочетать допрофессиональную профильную подготовку учащихся, способствовать формированию интереса к важным востребованным специальностям, повышать престиж и значимость творческого труда в сознании детей и подростков, формировать из них творчески мыслящих и заинтересованных специалистов своей отрасли. Присутствующие высказали много интересных и новых идей. Так, например, высказывалось мнение о важности и необходимости возрождения системы учебно-производственных комплексов при школе на базе учреждений дополнительного образования, расширения тематики профильных занятий с выходом в область подготовки детей и подростков к будущей взрослой жизни, овладения необходимыми социально-бытовыми знаниями в соответствии с гендерной спецификой. 

Собравшиеся также отметили и ряд важных для развития отрасли проблем: недостаток государственной поддержки, отсутствие необходимой законодательной базы для учреждений дополнительного образования, недостаточное финансирование, отсутствие государственно-правовой регуляции отношений «школа-учреждение дополнительного образования».

Работа творческой группы прошла в формате межструктурных взаимодействий подразделов Донецкого РИДПО, отразив кооперацию научно-методических связей работы научно-исследовательской лаборатории «Позитивная социализация учащихся на современном этапе развития региона» (научный руководитель Некрасова И.Н., заведующая кафедрой менеджмента образования и психологии, кандидат психологических наук, доцент, координационные менеджеры: Мазуренко Л.Н., методист Центра развития и воспитания творческой личности, Коваль Н.Н., методист центра менеджмента и аттестации).

В процессе работы круглого стола участники создавали интерактивные модели работы учреждения дополнительного образования в системе «школа-семья-общество», обсуждали опыт и делились взглядами на перспективу. По итогам работы творческой группы сформировано два пакета решений: один передан в Отдел дополнительного образования МОН ДНР для дальнейшего рассмотрения, второй пакет материалов будет положен в основу составления коллективного сборника инструктивно-методических материалов, который планируется издать по итогам серии рабочих встреч, запланированных в рамках работы творческой группы на 2016 год.

Кафедра менеджмента образования и психологии