12 февраля 2016 г.

Флеш-инсталляция «Жанровая полифония сочинения на современном этапе развития системы образования»


11 февраля 2016 года учителя русского языка и литературы общеобразовательных организаций ДНР, слушатели курсов ПК, учителя украинского языка и литературы, получающие дополнительное (к высшему) образование «Филология» (Русский язык и литература) стали участниками дистанционной флеш-инсталляции «Жанровая полифония сочинения на современном этапе развития системы образования», которая проходила в рамках Web-коллегиума креативной педагогики.

Спикером вебинара стала Мельникова Л.В., заведующая отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО. Лариса Васильевна поделилась секретами хорошего сочинения, рассказала о мотивации обучающихся к написанию творческих работ нетрадиционного характера, описала технологию создания «неформатного» сочинения, предложила аннотированный словарь сочинений инновационных жанров. 

Участники Web-мероприятия ознакомились с алгоритмами создания сочинений-монофонов, сочинений-кеннингов, сочинений-хайку, сочинений-саг, сочинений-метаморфоз/идентификаций, сочинений-нарративов, сочинений-фанфиков, сочинений-сиквелов/приквелов/мидквелов, сочинений-римейков/ремейков, сочинений-ремиксов, сочинений-экфрасисов, сочинений-скетчей и др.

Филологи пополнили методический кейс образцами сочинений, написанных как учениками и студентами, так и руководителями методических объединений, учителями русского языка и литературы, а также учителями украинского языка и литературы, которые получают дополнительное (к высшему) образование «Филология» (Русский язык и литература) и сейчас обучаются в дистанционном режиме, изучают содержание модулей и выполняют практические работы, в том числе создают сочинения инновационных жанров.

В ходе вебинара педагоги убедились, что задача словесника не в разработке методики написания сочинений, а в поисках условий организации литературного творчества. Развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в большей степени способствует организация самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями, переживаниями, свободой творчества. Необходимо дать возможность учащимся проявить инициативу, показать свою индивидуальность, например, при выборе темы и жанра творческой работы. Школьникам всегда интересны те формы и виды деятельности, которые им мало знакомы или неизвестны вовсе, а учителя-словесники заинтересованы сделать процесс написания учащимися сочинения увлекательным, интересным и самостоятельным. Творческие работы инновационного формата требуют наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, креативности, внесения чего-то своего, личного в текст. Если говорить языком сочинения, то «Литература – искусство слова, учебник жизни...», «Чтение – основа познания …», «Читатель – рыцарь слова…».

Вторая часть вебинара – флеш-инсталляция, подготовленная учителем русского языка и литературы Донецкого многопрофильного лицея № 1 Шаннани Н.В. Наталья Владимировна совместно с членами школьного методического объединения подготовила для словесников банк творческих заданий, в том числе и сочинений нетрадиционных жанров. Названия заданий условные, выражающие, с точки зрения составителей, их сущность. Уверены, что задания «Ключ», «Акцент», «Голоса», «Точка зрения», «Соавтор», «Снежный ком», «Интервью», «Продолжение следует», «…и птичка вылетает» (сочинение-миниатюра по фотографиям), «Я к вам пишу…», сочинения-ассоциации (визуальной, аудиальной или кинестетической) станут методическим подспорьем для учителей, которые заинтересованы сделать процесс написания сочинения увлекательным, интересным и самостоятельным. 

Обучение написанию творческих работ – задача словесника, цель которого формирование интеллектуальной и культурной элиты нашего государства, ученика с гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма, высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, личность, мотивированную на успешную социализацию и самореализацию.

Материалы Web-мероприятия можно найти на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО в разделе «Методический калейдоскоп». Здесь будут выложены видеоролики, презентация и отрывок из музыкального произведения для сопровождения флеш-инсталляции, которую подготовила Шаннани Н.В., а также презентацию и мини-словарь инновационных сочинений, сопровождающие выступление Мельниковой Л.В. http://www.youtube.com/watch?v=cspugQLnTps
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания