23 марта 2016 г.

ТОГИС (технология обучения в глобальном информационном сообществе) на уроках литературы

Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей.
В.П.Беспалько

Творческая группа учителей-словесников начала подготовку сборника ценностно-деятельных задач, разработанных в технологии ТОГИС. Деятельностно-ценностная задача – основной процессуально-содержательный элемент этой технологии, автором которой  является В.В.Гузеев, доктор педагогических наук, профессор (г.Москва).

Если в обычных образовательных технологиях задачи нужны для закрепления знаний и умений, то в ТОГИС – сами знания и умения являются результатом деятельности в ходе решения задач.

Центральный акцент в ценностно-деятельностных задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Для выполнения на практике таких условий учебной деятельности необходимы новые пособия не как носители содержания, а как организующее начало проектной и исследовательской деятельности учащихся. 

Деятельность школьника не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного становления и развития ребенка. Таким образом, ТОГИС как технология ценностно-деятельностного обучения – это средство реализации идеологии личностно-ориентированного обучения.

Члены творческой группы составляют задачи по определённой модели. Структура задачи близка к полноформатному проекту задания и включает: условие задачи, требования задачи (предполагаемый результат), комментарий к условию или требованию, справочные стартовые данные, возможные информационные источники, культурные образцы для сопоставления, рекомендации или форматы для окончательного оформления решения.

Алгоритм действий учащегося следующий: выделите ключевые слова для информационного поиска, найдите и соберите необходимую информацию, обсудите и проанализируйте собранную информацию, сделайте выводы, сравните ваши выводы с выводами известных людей (фактами, изделиями и т.д. в зависимости от состава культурных образцов). 

В настоящий момент филологи находят в Интернет всевозможные материалы по всем темам школьного курса «Литература» и по разделам учебника; систематизируют этот материал вместе со ссылками, данными статей, иллюстрациями; сопоставляют с тематическим планированием и делают заключение, к какой теме урока можно отнести тот или иной материал, который и станет классическим образцом; затем уже из этого образца формируют задачу ТОГИС.

Пополнить свой методический кейс можно, ознакомившись с образцами задач, спроектированными членами творческой группы (руководители: Мельникова Л.В., заведующая отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО, и Данилова И.Н., учитель русского языка и литературы, заместитель директора Торезского лицея «Спектр», руководитель городского методического объединения учителей-словесников). Несколько вариантов ценностно-деятельностных задач (составители Болгаров М.В., учитель Енакиевской школы № 30 и Криворучко А.В., учитель Донецкой школы № 30) выложены для ознакомления на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «ТГ».

Сборник планируется подготовить к августу текущего года и презентовать на коуч-школе для руководителей районных (городских) методических объединений. В сентябре творческая группа приступит к созданию второй части сборника с задачами по русскому языку.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы