4 апреля 2016 г.

Государственные образовательные стандарты общего образования в системе специального обучения: проблемы, перспективы

Почти во всех делах самое трудное – начало
Руссо Ж.-Ж.

В Донецкой специальной общеобразовательной школе-интернате № 19 МОН ДНР (директор Н.Г. Воронова) прошел очередной педагогический совет «Особенности реализации государственных образовательных стандартов общего образования в условиях специальной школы: проблемы, перспективы» с целью выявления актуальных проблем и перспектив реализации ГОС в специальном образовании; обмена опытом коррекционно-педагогической работы.

Заместитель директора по учебной работе Козинец Р.В. в своем докладе подчеркнула актуальность проблемы, раскрыла методические аспекты реализации государственных образовательных стандартов, где четко обозначены новые цели образования и его содержание, определила значимость профессиональной компетентности педагога-дефектолога; необходимость внедрения инновационных педагогических технологий; предложила разработать конкретные пути и способы модернизации образовательной организации в условиях реформирования: от школы общих знаний – к школе индивидуальных возможностей детей с нарушенной слуховой функцией.

Практическая часть педагогического совета прошла в интерактивном режиме с использованием педагогической технологии «Fishbone» при активном участии всех педагогов. Работа по схеме «Fishbone» позволила в наглядно-содержательной форме разобраться в сути государственных стандартов образования, определить причины снижения качества знаний обучающихся с нарушенной слуховой функцией, выделить актуальные проблемы в их обучении, воспитании, коррекции и развитии, подтверждая свои выступления конкретными фактами и примерами из многолетнего педагогического опыта. Во время мозгового штурма педагоги школы ранжировали факторы по степени их значимости, визуализировали взаимосвязи между причинами и следствиями.

Во время активной дискуссии каждый раз возникали новые идеи, рассматривались причины конкретных педагогических, методических, психологических проблем, связанных с внедрением государственных образовательных стандартов в специальное образование. 

Работа коллектива в рамках педагогического совета с использованием интерактивной технологии «Fishbone» позволила сформулировать и обозначить содержательные компоненты модели научно-методической работы по разрешению проблемы реализации государственных образовательных стандартов в условиях специального образования, т.е. признания необходимости разработки дифференцированных Стандартов специального образования (для глухих и слабослышащих обучающихся).

Текущий учебный год для педагогического коллектива Донецкой СОШИ №19 стал важным мотивационным этапом на пути внедрения образовательного стандарта в условиях реорганизации специальной школы.

Задача школы сегодня - сделать все возможное для достижения поставленных целей:
  • подготовить Положение о специальной школе для детей с нарушенной слуховой функцией,
  • разработать новые программы по учебным предметам и предметам коррекционного компонента Базисного учебного плана;
  • применять эффективные образовательные технологии;
  • повысить результативность образовательного процесса через создание условий, обеспечивающих обучение детей с нарушениями слуха с учетом их психофизических особенностей и индивидуальных возможностей;
  • способствовать формированию и развитию творческой личности учителя и ученика;
  • совершенствовать уровень педагогического мастерства, информационной и методологической культуры каждого учителя.
Пожелаем всем успехов и профессиональных побед, помня, что право на получение качественного образования имеют все дети с ограниченными возможностями здоровья!

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования