Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся. Перед учителем поставлена задача не просто дать школьникам сумму знаний, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом; учить анализировать, сравнивать, обобщать. Существует большое разнообразие методических предметов, с помощью которых можно активизировать познавательную деятельность. На уроках биологии целесообразно использовать биологические задачи.
Биологические задачи – разновидность творческих заданий, способствующих формированию современной компетентной личности. Они направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся и предусматривают не репродуктивное воспроизведение учебного материала, а владение им.
Привычный термин «задача» вызывает немало споров среди преподавателей, методистов и психологов относительно его применения в биологии. Ведь существует тенденция называть задачами те задания, которые требуют обязательных математических расчетов. К сожалению, много задач с математическими расчетами считаются биологическими только потому, что в них используются биологические объекты. Например: «На земном шаре живет 40 тыс. видов позвоночных животных. Подсчитайте, сколько среди них видов рыб, если известно, что млекопитающих в 10 раз меньше, чем всех позвоночных вместе взятых».
Без сомнения, биологическая задача может требовать математических подсчетов, но эти подсчеты имеют цель выяснить биологические проблемы, выдвинутые в задаче.
Биологические задачи очень разнообразны, поэтому классифицировать их с целью более эффективного использования в учебном процессе сложно. Достаточно очертить три основные группы биологических задач.
- Традиционные задачи в курсе изучения общей биологии: генетики, биохимии и экологии.
- Расчетные биологические задачи. Такие задачи целесообразно использовать в курсе «Биология человека», где будут изучаться физиологические процессы, происходящие в организме человека. Эти две группы задач объединяют наличие условия, поставленного вопроса и необходимости предпринимать определенные действия для решения или расчета. Но решение таких задач не должно стать самоцелью. Это применение на практике теоретических знаний.
- Содержательные биологические задачи. На первый взгляд такие задачи напоминают вопросы к теоретическому материалу по определенной теме. Но вопрос, как правило, направлен на репродукцию теории в схеме «знаю – не знаю». А содержательная биологическая задача – это творческое задание, в котором нужно установить разнообразные причинно-следственные связи, выдвинуть гипотезы, объяснить и проверить факты и тому подобное. Для того, чтобы вопрос считался биологической задачей, принципиальное значение имеет его формулировка. Разная формулировка одного и того же вопроса может побудить как к репродуктивному воспроизведению ответа, так и к творческому поиску. Например: «Оболочка, хламидомонады прозрачная или непрозрачная?» Ответ: «Прозрачная» А можно сформулировать так: «Почему оболочка хламидомонады прозрачная?»
Четыре «Почему» надо использовать биологические задачи в учебном процессе по биологии.
- «Над задачей необходимо подумать!»
- «На задачу нет ответа в учебнике!»
- «Задача имеет условия, и необходимо найти ответ!»
- «Задачи интересные!»
Более подробную информацию можно найти на блоге учителей биологии по адресу http://mastbiolog.blogspot.com/
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин
Отдел естественных дисциплин