В современной образовательной парадигме содержание образования выступает в качестве педагогически адаптированного социального опыта, передаваемого учащемуся. В современном понимании этот опыт соответствует понятию «компетентность». Подобный опыт имеет четыре составляющих:
- опыт познавательной деятельности, зафиксированный в форме его результатов,
- опыт осуществления известных способов деятельности (умений «по образцу»),
- опыт творческой деятельности,
- опыт эмоционально ценностных отношений.
«Готовые» знания и умения «по образцу» условно можно обозначить как статические, переданные извне и потому отчужденные от учащегося, в то время как опыт формирования творческой деятельности и эмоционально ценностных отношений характеризуются динамикой, имеющей различный качественный культурный генезис.
Общеизвестно, что первая составляющая – опыт формирования знаний – является наиболее разработанной в теории и практике отечественного образования. Иными словами, вопрос о том, как давать знания, выглядит для современного педагога если не риторическим, то определённо не проблемным. Вторая составляющая – опыт формирования умений и навыков – составляет традиционный тандем с первым, знаниевым компонентом и, соответственно, столь же разработана. Составляющая номер три – опыт творческой деятельности – не настолько «канонична», как первые две. Однако в последние полтора десятилетия проблематика творчества как движущей силы учебного процесса активно разрабатывается в аспектах креативности как таковой, креативного мышления и т.п. И лишь четвёртая составляющая – опыт эмоционально ценностных отношений в учебном процессе – является фактически не разработанной. А ведь она безусловно является тем новым, что отличает инновационную компетентностную парадигму образования от традиционной знаниевой.
С актуальной научной публикацией на тему ценностных основ гуманистического подхода в образовании можно ознакомиться по следующей ссылке>>>
Кафедра менеджмента образования и психологии