4 апреля 2016 г.

Повышение квалификации важный элемент профессионального совершенствования каждого психолога

Ориентируясь на изменения современной системы образования в контексте внедрения новых Государственных образовательных стандартов кафедра менеджмента образования и психологии подготовила для практических психологов-педагогов новые тематические курсы повышения квалификации «Психологическое сопровождение формирования системных качеств личности ребенка (синергетический подход к развитию личности в современной школе)».

Курсы ориентированы на практических психологов общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, ПТУ.

Метасистемный принцип, условия синергетического подхода к конечному образовательному продукту - все они регламентируют необходимость формирования в период школьного образования системных психологических качеств личности выпускника школы: системного мышления, креативности восприятия, гибкости коммуникативных компетенций, приобретение способности не просто самостоятельно учиться, а самостоятельно определять направление поиска как самого источника информации, так и сферы приложения своих знаний и навыков.

Среди необходимых системных качеств личности такие как: уверенность в своих силах, способность адаптироваться и выжить в трудных условиях, умение делать вещи своими руками - построить забор, приготовить хороший обед, сшить платье или отреставрировать старинный комод.

Разносторонность интересов и требование  "сбалансированного" образа жизни ставятся во главу угла формирования личности будущего взрослого человека.
 
Необходимо помнить, что сегодняшний школьник - завтрашний успешный профессионал на рынке труда. От того, какие качества личности будут сформированы системой допрофессиональной школьной подготовки, от этого будет зависеть успех развития общественной системы завтра.

Отметим, что успех социализации и трудовой интеграции взрослого больше не определяется тем, на сколько ребенок сможет овладеть системой знаний, умений и навыков как «застывшей» системой учебных функций и представлений. Современный государственный заказ в сфере образования, регламентированный обновлением государственных образовательных стандартов ДНР, выдвигает более объемное требование - личность обучающегося должна быть функционально-мобильной в контексте решения познавательных задач любого вида и уровня сложности. Для этого необходимо воспитание системных качеств личности, как гибких когнитивных возможностей, позволяющих взрослому человеку активно и успешно реагировать и изменять мир вокруг себя, что и определяет актуальность выбранной темы курсов повышения квалификации.

Начальная школа – важный этап становления личности ребёнка. Формирование системных личностных качеств детей начинается с создания в классе атмосферы доброжелательности как такой образовательной среды, в которой обеспечивается  потребность ребёнка в продуктивном учебном «общении, любви и принадлежности» (Р.Маслоу) как естественно-психологической основы его высокой познавательной и творческой активности. 

Очевидно, что степень осведомленности педагогов о психологических особенностях формирования личности как продукта системно-деятельностного подхода к процессу обучения и воспитания, понимание основных психологических механизмов будет способствовать качественной оптимизации школьного обучения, что и определяет практическую значимость предлагаемой программы курса.
 
Предлагаемая программа курсов не только отвечает на вопрос о том как и что формировать в личности обучающегося исходя из представлений о системном подходе к развитию личности, но и позволяет определить как должны выглядеть, какими психологическими характеристикам должны удовлетворять оптимальные педагогические технологии, которые используются в современной школе для формирования компетентной личности учащегося, обладающей системными психологическими качествами. Программное содержание модулей определяется основными тенденциями обновления и модернизации образовательной отрасли, обозначенными в следующих программных документах.

Содержание программных тематических модулей определяется основными законодательными документами системы образования Республики:
  • Законы ДНР «Об образовании» (принят Народным Советом 19.05.2015 г., постановление №I-233П-НС), «О высшем образовании», «О среднем образовании»;
  • Конституция ДНР (принята Верховным Советом от 14.05.2014 г.);
  • Закон ДНР «О физической культуре и спорте» (принят Народным Советом 24.05.2015 г., постановление №I-143П-НС);
  • Постановление Совета Министров ДНР «Об утверждении Положения о порядке осуществления дополнительного профессионального образования работников образовательных организаций и научных учреждений» (от 27.02.2015 г. №22-16);
  • Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР (приказ Министерства молодежи, спорта и туризма ДНР № 94 от 22.06.2015 г., приказ Министерства образования и науки ДНР № 322 от 17.07.2015 г.);
  • Государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, общего среднего образования на 2015-2017гг. (приказы Министерства образования и науки ДНР № 326, 234, 325, 327 от 17.07.2015).
Отметим, что системные педагогические качества предполагают всестороннюю подготовку обучающегося к будущей взрослой жизни, именно поэтому в процессе изучения программных модулей по психологии слушатели курса смогут усовершенствовать и дополнить свои профессиональные представления относительно того:
  • как системные качества личности выпускника школы отражаются в структуре и содержании государственного заказа образовательной отрасли, какие психологические и учебные компетенции определяются и регламентируются Государственными образовательными стандартами республики на 2015-2017 гг;
  • как необходимо развивать и формировать познавательные процессы и умственные операции школьников, чтобы личность обучающегося обладала системными психологическим познавательными качествами;
  • формирование представлений о системных качествах личности обучающегося, которые необходимо развивать и формировать в целях совершенствования функций научения и приобретения опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством педагога.
Спланированный и предлагаемый для изучения в рамках программы курса учебный материал знакомит слушателей с базовым и технологическим уровнем требований к реализации технологии учебного процесса в современной школе, что позволяет значительно психологически оптимизировать педагогический процесс в контексте формирования личности компетентного выпускника, обладающего системными качествами личности. 

Курсы пройдут в период с 25 апреля по 5 ноября 2016 года, предусмотрена как очно-дистанционная, так и индивидуальная форма обучения по согласованию с учебной частью РИДПО.
 
Надеемся, что предложенная программа курсовой переподготовки будет интересной и практически востребованной. Каждый слушатель в процессе курсовой переподготовки получает не только систему необходимых знаний, но и индивидуальный подход, возможность строить свой собственный уникальный тренд развития как профессионала. Ждем своих курсантов и желаем им творческих успехов.

Кафедра менеджмента образования и психологии