3 июня 2016 г.

Активизация и развитие научно-исследовательской работы педагогов

Современные ученые рассматривают инновационную политику в образовании в двух измерениях: в узком - прикладном значении, и в широком - философском смысле. В узком смысле - это особый вид деятельности субъектов образования, связанный с творческими поисками новых педагогических идей, приобретением исследовательских навыков и их апробацией; в широком смысле - системой взглядов, убеждений, рефлексии, способствует прогнозированию образовательных перспектив. Инновационная деятельность образовательной организации ставит целью введение в практику идей, средств, педагогических технологий, в результате которых повышаются показатели (уровни) достижений педагогической системы. Таким образом, этот процесс целесообразно рассматривать как циклический процесс перехода к другому качественному состоянию с ревизией и анализом устаревших норм, положений, ролей, но при этом важно сохранить все ценное и действенное, накопленное ранее. Как писал Осип Мандельштам: «Есть ценности - незыблемые скалы над скучными ошибками веков».

Рассмотрим основные направления современных педагогических исследований.

Первое направление - изучение сегодняшнего состояния детства. Предстоит выяснить, с каким именно ребенком, подростком мы сейчас имеем дело. Какие темпы, ритмы его жизни, его реальные способности и возможности, в том числе и в связи с изменениями знаниевого и информационного пространства. Вхождение в новые пространства, где пласты знаний идут от телевидения, Интернета, товарищей, а не только от учителей и из учебников, ставит принципиально новые педагогические задачи.

Второе направление - построение теории информационного образования. Сейчас, по мнению известного математика, академика Н.Н. Моисеева, идет историческое развитие человеческого интеллекта от индивидуального, отдельного состояния к групповому, коллективному.

Третье направление научно-исследовательской деятельности - поиск технологий, методов, способов, приемов организации самого процесса обучения.

Четвертое направление научно-педагогической деятельности связано с проблемами воспитания. К сожалению, в педагогике до сих пор превалирует установка на приоритет обучения. Сегодня актуальна задача поиска путей и условий не на приспособление молодежи к формам социального бытия, не подготовки их под определенный эталон, а создание условий, стимулирующих рост и совершенствование творческих сил каждого человека, развитие критического мышления.

Отдельно следует выделить исследования по поиску оптимальных условий подготовки школьного педагога. Здесь возникает ряд проблем: современный учитель должен быть организатором сложной работы учащихся по решению творческих задач, привлечению к научным знаниям и не просто усвоению детьми готового результата, а открытию противоречий, поиску альтернативных путей решения проблем.

Исследования ведут сегодня не только ученые, но и учителя, которые экспериментально проверяют научные идеи в пролонгированном педагогическом опыте, убедительно доказывая обязательность сочетания теории и ее экспериментальной проверки. Поэтому педагогам, стремящихся развивать свои творческие способности, сохранять активность и заинтересованность в делах, целесообразно обратить внимание на следующие советы:
  • следите за различными отраслями знаний и накапливайте все, что можно использовать в вашей работе;
  • смело участвуйте в мероприятиях, во время которых обсуждаются интересующие вас идеи;
  • полностью сосредоточивайте свое внимание на деле, которым вы заняты в конкретный момент;
  • делитесь своими мыслями с другими, говорите о своих идеях, не скрывайте их.
Таким образом, необходимость формирования научно-исследовательской позиции педагога, способного реализовать свою профессиональную активность, ориентирует систему непрерывного педагогического образования на новое содержание и формы учебно-методической работы с учителями.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методика их преподавания