Технология сотрудничества основана на положениях: обучать школьников приемам делового сотрудничества; обеспечивать специальный подбор детей в группы; актуализировать активность каждого учащегося; сочетать все формы учебной деятельности школьников на уроке.
Мы предлагаем алгоритм организации работы учителя по методу сотрудничества.
- Убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания. Если работа окажется слишком сложной для большинства учащихся – они не станут прилагать усилий.
- Объедините учащихся в группы. Начните с групп, состоящих из трех учеников. Пять человек – это оптимальная верхняя граница для проведения обсуждения в рамках малой группы.
- Предложите им пересесть по группам. Убедитесь в том, что учащиеся сидят по кругу – «бок-о-бок, друг против друга».
- Сообщите (напомните) учащимся о роли, которые они должны распределить между собой и выполнять во время работы.
- Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления.
- Дайте каждой группе конкретное задание и инструкцию по организации. Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими и не большими.
- Следите за временем. Дайте группе достаточно времени на выполнение задания. Подумайте, чем занять группы, которые выполнят задание раньше других.
- Подумайте о том, как ваш метод поощрения (оценки) влияет на применение метода работы в сотрудничестве. Обеспечьте награды за групповые усилия.
- Будьте готовы к повышенному шуму, характерному для метода совместного обучения.
- Обойдите группы, предложив помощь. Остановившись около определенной группы, не отвлекайте внимание на себя. Определите свою роль в ситуации.
- Предложите группам представить результаты работы.
- Спросите учащихся, проведенная работа была полезной, и чему они научились. Используйте их идеи на следующих уроках.
- Прокомментируйте работу групп с точки зрения ее учебных результатов и вопросов организации процедуры групповой деятельности.
Подробнее с авторской технологией можно ознакомиться в научно-методической литературе (Романенко Ю. Методика навчання в співпраці [Текст] / Ю. А. Романенко // Біологія і хімія в рідній школі. – 2014. – № 5. – С. 5-9).
Повышая свою квалификацию в Донецком институте последипломного педагогического образования дистанционно, Вы познакомитесь с содержанием модуля «Внедрение технологии обучения в сотрудничестве в современный учебный процесс», разработанного профессором кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания, доктором педагогических наук, профессором Романенко Ю. А.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания