18 января 2017 г.

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Наибольший интерес представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и обучающихся через реализацию определенного сюжета (сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включаются в содержание игрового процесса. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др. 

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

 • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 
• учебная деятельность подчиняется правилам игры; 
• учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; 
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций: 

• правильно организованная, с учётом специфики материала, игра тренирует память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки; 
• игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 
• игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников. 

Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры. 

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. 

Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива. 

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. 

Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит обучающегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может. 

Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения». 

Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. 

По характеристике педагогического процесса: 
• обучающие; 
• тренинговые;
 • контролирующие; 
• обобщающие; 
• познавательные; 
• творческие; 
• развивающие. 

По игровой технологии: 
• предметные; 
• сюжетные; 
• деловые; 
• имитационные; 
• ролевые; 
• драматизация и т.д. 

Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка. 

Главным моментом, на который следует обратить внимание во время создания и использования игры, является привлечение обучающихся к содержанию игры, к учебному материалу, творческому подходу. Можно написать сценарий урока-игры, а также можно использовать на уроке отдельные игровые моменты такие как «крестики-нулики», «ты мне – я тебе», «верю – не верю», «брейн-ринг» и т.д. 

Технология использования в обучении игровых методов позволяет достигнуть следующих результатов: расширение кругозора обучающихся, развитие познавательной деятельности, активизация мыслительной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, формирование ассоциативного запоминания, усиление мотивации к изучению предмета. Все это говорит об эффективности обучения в процессе игры.


Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания 

Отдел естественных дисциплин