Завтра, 24 мая, все девятиклассники Республики первыми примут участие в государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Первый экзамен – это диктант по русскому языку.
Напомним ещё раз, что такое диктант, каковы основные требования к написанию диктанта, предложим рекомендации по подготовке к диктанту.
Диктант (от лат. dictare – диктовать) – вид слухового диктанта, грамматико-орфографическое упражнение. Диктант проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок.
Действительно, диктант – одна из самых эффективных форм работы, способствующих выработке прочных орфографических навыков. Конечно, диктант используют для формирования пунктуационных навыков, а также и для закрепления знаний по фонетике, лексике, грамматике. Ценность диктанта в том, что в процессе его написания ученики привыкают к активной и организованной коллективной работе, ведь за одно и то же время следует выполнить одинаковое задание. Диктант приучает учеников писать с максимальным сосредоточением внимания, развивает память, зрение, слух, вырабатывает умение сознательно пользоваться орфографическими правилами.
Методика проведения контрольного диктанта такова: учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.
Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. Желательно, чтобы ученики запомнили предложение и «про себя» повторили его до записи: это предупреждает переспрашивание. Учитель при диктовке текста должен выдержать равномерный темп, чтобы не было отстающих в письме. Важно читать текст достаточно громко, внятно. Если в диктанте встречаются трудные слова (например, иностранные имена и фамилии, диалектные слова и т.п.), то эти слова следует произносить чётко или выписать на доске. После записи всего текста учащимся учитель прочитывает его целиком. Учащиеся следят по записям, проверяя написанное. На проверку отводится 5-7 минут. Диктовать надо медленно и внятно. Такой тренировочный диктант могут провести с учащимися родители или соученики.
Методика проведения диктанта во время ГИА
- Подготовить рабочие места обучающихся: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта учебные принадлежности.
- Медленно и выразительно учителем прочитывается весь текст, предлагаемый для диктанта.
- Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Учащиеся должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем.
- Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух.
- В процессе проведения диктанта подсказки учителя исключаются, в том числе и при произношении слов.
- Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения.
- После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены.
- Затем учащиеся ещё раз проверяют всю работу самостоятельно.
- По истечении времени учитель собирает все работы учащихся для проверки и оценивания.
Для подготовки к ГИА предлагаем учащимся написать аудиодиктанты (под диктовку диктора). Найти их можно по ссылкам: https://best-language.ru/dictation/; https://www.youtube.com/watch?v=uPLHt_5Pmto.
Можно написать диктант и проверить его самостоятельно по эталону. Например, воспользовавшись материалами, которые выложены на образовательном сайте учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны на странице «Интерактивные технологии в образовании» https://saharina.ru/dicts/. Здесь можно найти более 150 интерактивных диктантов по русскому языку.
Второстепенные члены предложения. Контрольный диктант №3 / Результаты – 2168
Главные члены предложения. Контрольный диктант №2 / Результаты – 1495
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым / Результаты – 119
Обособленные дополнения. Пунктуационный тренажёр №1 / Результаты – 620
Обособленные дополнения. Пунктуационный тренажёр №2 / Результаты – 395
Обособленные обстоятельства. Запятые при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах / Результаты – 874
Обособленные обстоятельства. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами / Результаты – 722
Обособленные определения. Запятые при обособленных определениях / Результаты – 1984
Обособленные члены предложения. Контрольный диктант №6 / Результаты - 1386
Однородные члены предложения. Знаки препинания при обобщающих словах / Результаты – 940
Однородные члены предложения. Контрольный диктант №5 / Результаты – 1498
Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения / Результаты – 612
Односоставные предложения. Контрольный диктант №4 / Результаты – 973
Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Итоговый контрольный диктант №9 / Результаты – 1060
Повторение изученного в начале года. Контрольный диктант №1 / Результаты – 920
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные конструкции. Контрольная работа с грамматическим заданием / Результаты – 937
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Контрольный диктант №7 / Результаты – 559
Чужая речь. Контрольный диктант №8 / Результаты – 779
9 класс – 12
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 1 / Результаты – 3678
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 2 / Результаты – 1415
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 3 / Результаты – 914
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 4 / Результаты – 691
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 10 / Результаты – 594
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 11 / Результаты – 663
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 12 / Результаты – 670
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными / Результаты – 1203
Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении / Результаты – 1549
Сложное бессоюзное предложение. Контрольный диктант №5 / Результаты – 633
Сложноподчинённое предложение. Контрольный диктант №3 / Результаты – 906
Сложносочинённое предложение. Контрольный диктант №2 / Результаты – 1206
Предлагает интерактивные диктанты справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://gramota.ru/class/coach/idictation/
Упражнение. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Л. А. Юзефович. Костюм Арлекина
Ю. Тынянов. Кюхля
А. Г. Поперечный. Малиновка
А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву
А. А. Усачёв. Умная собачка Соня
Т. Н. Толстая. За проезд!
И. Кант. Критика чистого разума
М. Турнье. Пятница, или Дикая жизнь
Г. Бёлль. Глазами клоуна
Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль
А. С. Пушкин. Из Пиндемонти
Е. Г. Водолазкин. Подчеркнуто вежливЕ. Г. Водолазкин. Тревожный звонок
Гео(орфо)графический диктант и др. (всего 15 страниц).
Желаем всем девятиклассникам хорошего настроения и достойных результатов ГИА по русскому языку!
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы