17 марта 2017 г.

Личностно-ориентированный подход в трудовом обучении

Задачи, поставленные перед учителем трудового обучения, требуют переориентации отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию.

Это прежде всего:

                  организация личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующего осознанному выбору ими пути профессионального самоопределения;

                  исключения методов принуждения к учению и использование таких методов, которые вовлекают учащихся в трудовую деятельность, вызывая чувство успеха, движения вперёд, развития;

                  расширение возможностей для индивидуализации образовательных программ, эффективного решения проблем их уровневой и профильной вариативности, обеспечения самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся;

                  обеспечение интеграции и прикладной практической направленности изучения учебного материала базовых разделов по основным «сквозным образовательным линиям», таким как «Основы проектирования», «Основы предпринимательства», «Профессиональное самоопределение», «Черчение и графика» и др.;

                  формирование личной ответственности учащихся за трудовую деятельность, веры в возможность преодоления трудностей;

                  использование технологии обработки материала, помогающее усваивать главные сущностные понятия, связи, значительно увеличивать объём осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на учащегося;

                  соответствие формы деятельности её содержанию;

                  использование таких форм контроля и оценки знаний, которые ориентированы на учение без принуждения (тестовые задания, карточки-задания, защита творческих проектов, ролевые и деловые игры, аукционы знаний, компьютерные презентации и др.);

                  самоанализ, коллективное творческое самоуправление, содружество с родителями.

                  Претворение в практику обучения этих форм служит в первую очередь совершенствование отношений «учитель – ученик».

Деятельность учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся (менеджера). На первый план выходит профессионализм учителя.

Подготовка учителя трудового обучения к уроку составляет одну из существенных сторон его профессиональной деятельности. На протяжении последних десятилетий в системе образования нетрадиционным для учителей является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, то есть инициативную позицию в учебном процессе.

Перед учителем трудового обучения встают задачи:

·                   формирование у школьников принципиально иной психологии: активности, предприимчивости, готовности к принятию самостоятельных решений;

·                   отстаивания своей позиции и точки зрения;

·                   ответственности за результаты и последствия своей деятельности.

Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится чётко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения практических работ учащихся, которые реализуются методом индивидуальных и коллективных творческих проектов.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания


Отдел технологий