27 марта 2017 г.

Технология педагогических нововведений

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Технология педагогических нововведений – способ превращения цели в результат, состоящий в рациональном разделении деятельности на процедуры и операции.

A.M.Саранов выделяет три уровня разработки новаций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический.

Задачи каждого из уровней таковы:

  1. Концептуальный:
  • методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции обновления;
  • ориентация на такую педагогическую теорию, которая давала бы представление о целостности учебно-воспитательного процесса;
  • отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназия).
  1. Организационно-деятельностный:
  • подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы, поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов;
  • создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы;
  • создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов;
  • обеспечение материально-технических условий для проведения опытно-экспериментальной работы.
  1. Научно-методический:
  • разработка и апробация различных вариантов учебных планов, программ, путей и средств их достижения;
  • разработка методов диагностики уровня воспитанности и усвоения знаний;
  • определение критериев результативности реализации концепции образования данного учебного заведения;
  • определение действенного механизма обобщения и распространения передового и новаторского опыта;
  • научное обеспечение эффективных путей подготовки и повышения квалификации учителей.

Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений. С.Д.Поляковым разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы:

  • поиск новых идей;
  • формирование нововведения;
  • реализация нововведения;
  • закрепление новшества.

Фаза первая – поиск новых идей – в свою очередь, состоит из нескольких этапов.

  • Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвящённых развитию инновационных процессов в образовании. Анализ полученной информации.
  • Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения.

Фаза вторая – формирование нововведения – состоит из трёх этапов.

  • Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.
  • Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.
  • Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.

Фаза третья – реализация нововведения – состоит из двух этапов.

  • Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного нововведения необходимо выполнение хотя бы одного из условий: увеличение управленческих ресурсов; принятие кем-то из руководителей дополнительной ответственности; принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую.
  • Инновационное обучение. Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом.

Фаза четвертая закрепление новшества. На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. У руководителя возникает двойная задача: решение организационных проблем и создание благоприятного психологического климата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот – системы к новшеству.

Жизненный цикл педагогической инновации заканчивается, когда угасают ее возможности эффективного обеспечения общественных потребностей и решения внутренних и внешних противоречий образования.
 
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел естественных дисциплин