Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Технология педагогических нововведений – способ превращения цели в результат, состоящий в рациональном разделении деятельности на процедуры и операции.
A.M.Саранов выделяет три уровня разработки новаций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический.
Задачи каждого из уровней таковы:
- Концептуальный:
- методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции обновления;
- ориентация на такую педагогическую теорию, которая давала бы представление о целостности учебно-воспитательного процесса;
- отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназия).
- Организационно-деятельностный:
- подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы, поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов;
- создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы;
- создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов;
- обеспечение материально-технических условий для проведения опытно-экспериментальной работы.
- Научно-методический:
- разработка и апробация различных вариантов учебных планов, программ, путей и средств их достижения;
- разработка методов диагностики уровня воспитанности и усвоения знаний;
- определение критериев результативности реализации концепции образования данного учебного заведения;
- определение действенного механизма обобщения и распространения передового и новаторского опыта;
- научное обеспечение эффективных путей подготовки и повышения квалификации учителей.
Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений. С.Д.Поляковым разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы:
- поиск новых идей;
- формирование нововведения;
- реализация нововведения;
- закрепление новшества.
Фаза первая – поиск новых идей – в свою очередь, состоит из нескольких этапов.
- Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвящённых развитию инновационных процессов в образовании. Анализ полученной информации.
- Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения.
Фаза вторая – формирование нововведения – состоит из трёх этапов.
- Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.
- Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.
- Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.
Фаза третья – реализация нововведения – состоит из двух этапов.
- Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного нововведения необходимо выполнение хотя бы одного из условий: увеличение управленческих ресурсов; принятие кем-то из руководителей дополнительной ответственности; принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую.
- Инновационное обучение. Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом.
Фаза четвертая закрепление новшества. На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. У руководителя возникает двойная задача: решение организационных проблем и создание благоприятного психологического климата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот – системы к новшеству.
Жизненный цикл педагогической инновации заканчивается, когда угасают ее возможности эффективного обеспечения общественных потребностей и решения внутренних и внешних противоречий образования.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин