- В ГОС речь идёт об опоре на системно-деятельностный, компетентностный и метапредметный подходы. Понятие «метапредметность» может быть переведено с греческого как «надпредметность», между тем, в современной дидактике выделяют три самостоятельных понятия: надпредметность, метапредметность и межпредметность. В чём же разница между этими понятиями?
Ответ. Действительно, современная дидактика выделяет понятия надпредметность, метапредметность и межпредметность как самостоятельные. Давайте разберёмся. Как отмечает Л.В. Женина, опираясь на исследования Ю.В. Громыко и А.В. Хуторского, надпредметность, метапредметность и межпредметность можно рассматривать как «основные явления, отражающие элементы интеграции» в современном образовании. Межпредметность – это область пересечения двух или более предметов. Одним из проявлений межпредметности являются бинарные уроки. Надпредметность – организованность качественно нового уровня – позволяющая создать условия для формирования универсальных учебных действий средствами разных предметов (Л.В. Женина). Надпредметность «стоит» вне школьных предметов, однако опирается на знания, умения, навыки обучающихся. Примером надпредметной деятельности можно считать школьную газету. Метапредметность – «мыследеятельностный тип интегрирования традиционного учебного материала, который переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности» (по Ю.В. Громыко). Метапредметность подразумевает существование обобщённых понятий – эпистем: функция, знак, слово, право и т.п.
Таким образом, следует различать понятия надпредметность, метапредметность и межпредметность. Работа с этими понятиями может стать темой самообразования учителя. Понятийный ряд может быть дополнен понятиями: междисциплинароность, внепредметность.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методик их преподавания
Отдел общественных дисциплин