23 мая 2017 г.

Педагогический менеджмент в образовании

Система образования – сфера, в которой активно внедряются различные инновационные концепции. В числе таковых – педагогический менеджмент. Что же такое педагогический менеджмент в образовании? Данный термин, очевидно, обозначает некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время начинает набирать популярность менеджмент в образовании. Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Субъектом управления в данном случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом – сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача менеджмента соответствующего типа – совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат деятельности образовательной организации в корреляции с требуемыми результатами.

Менеджмент в образовании может характеризоваться национальной спецификой. Например, в образовательных организациях США он связан с наделением преподавателей школ значительным объёмом полномочий, позволяющим планировать и оптимизировать процесс обучения. В России, в свою очередь, работники общеобразовательных организаций, если говорить о государственных и муниципальных учреждениях, обязаны в общем случае придерживаться программ, утверждаемых на региональном или даже федеральном уровне. Хотя, безусловно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он также может применяться – например, в части внеклассных занятий или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.

Современные исследователи считают, что педагогический менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых:

  • специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности;
  • цели управления;
  • методы, задействуемые субъектами менеджмента;
  • задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования;
  • ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций;
  • функции, характеризующие педагогический менеджмент;
  • критерии качества управленческой активности.

Некоторые исследователи полагают, что к факторам педагогического менеджмента допустимо относить также результаты деятельности сотрудников школ, направленной на реализацию управленческой активности.
 
Кафедра менеджмента образования и психологии