Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Особенно актуальной проблема самообразования становится в условиях информационного общества, где доступ к информации и умение работать с ней являются ключевыми. Самообразование – тот инструмент, который помогает любому человеку постоянно совершенствоваться, получать необходимые знания и развиваться.
Каникулы – время творческое. Предлагаем учителю-словеснику ознакомиться с рядом научно-методических пособий, которые помогут педагогу сценировать современный урок русского языка и литературы, основанный на системно-деятельностном подходе и имеющий метапредметную направленность.
Валгина Н.С. Теория текста. Москва, Логос. 2003.
В книге профессора Н.С. Валгиной раскрываются структура и семантика текста, механизмы его образования и восприятия, определяются понятия смысла и значения, вида информации и типа речи, образа автора и образа стиля. Особое место отводится информационной насыщенности текста и способам ее повышения. Книга дает представление о тексте как объекте книговедческого и лингвостилистического анализа. Текст определяется как динамическая единица высшего порядка, как речевое произведение, обладающее признаками связности и цельности – в информационном, структурном и коммуникативном плане. Многоаспектность самого феномена текста диктует и многоаспектность его характеристики, поэтому в книге рассмотрены как вопросы текстообразования, так и вопросы текстовосприятия: текст как продукт речемыслительной деятельности и текст как материал для восприятия. Особо подчеркивается значимость функционального и прагматического аспектов в изучении текста как основы поиска оптимального варианта его речевой организации.
Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. – М.: Флинта, 2016. – 288 с.
В учебном пособии представлена системная панорама становления лингвокультурологической теории слова в рамках взаимодействия новых парадигм когнитивной семантики, семиологии и лингвосинергетики.
Гац, И.Ю. Лингвистическое образование школьников в современной языковой ситуации: моногр. / И.Ю. Гац. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 202 с.
Носитель языка испытывает новые социальные и информационные потребности, у него возникают мотивы, связанные с социализацией личности. Средством адаптации во внешней среде становится общеучебная компетенция, формируемая в курсе русского языка 5–11 классов, поддерживающая воспитание лингвистического мировоззрения и языкового эстетического вкуса. Таким образом, цель модернизации обучения русскому языку связывается с созданием механизма, способного повысить качество лингвистической подготовки школьников в современной языковой ситуации в интересах устойчивого развития общества.
Гринёва М.И. Организационно-педагогические условия развития культуры чтения подростков в общеобразовательном процессе. – СПб., 2015.
В пособии речь идёт о содержании, методах, результатах и способах организации чтения подростков в школе. Автором разработаны рекомендации для общеобразовательных школ по развитию культуры чтения подростков.
Сырица Г.С. Актуализация авторских смыслов в художественном тексте. Лингвопоэтический аспект. – М.: Флинта, 2015. – 160 с.
Монография посвящена проблемам лингвопоэтического анализа художественного текста. Художественный текст рассматривается как иерархическая система смыслов, заданных автором, создателем произведения. В работе описаны как универсальные актуализаторы авторских смыслов (сильные позиции текста, его композиция), так и индивидуально-авторские (окказионализмы, тропы, графические средства образности и др.). Описание материала строится на практическом анализе поэтических произведений XIX и XX вв. – стихотворений А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Адамовича, Н. Рубцова, Б. Пастернака, В. Соколова, А. Тарковского и др.
Хуторской А.В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 2. – С.7-23.
Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности.
Общая совокупность изучаемых метапредметов и обычных предметов охватывает всё содержание образования, необходимого для гармоничного развития детей. http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/metapredmet.htm
Касьяненко Т.В., Марусяк Н.В. ЕГЭ. Русский яз. Сочинение-рассуждение (задание 25)"
Учебное пособие содержит тексты для анализа, задания и методические рекомендации, систематизирующие процесс работы над сочинением-рассуждением, а также обзор источников для аргументации учащимися собственной точки зрения. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/577860/
С новинками научно-методической и учебной литературы, интересными и полезными пособиями, словарями можно ознакомиться на страницах блога отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы