18 августа 2017 г.

Мониторинговые исследования в общеобразовательной организации

Важную роль в эффективности управления общеобразовательной организации играют мониторинговые исследования, создающие необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.

Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям обучающихся. То есть, четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга способствует достижению его эффективности.

Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне качества образования обучающихся на данный момент времени, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным нормам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Такой анализ требует рассмотрения в единстве следующих компонентов мониторинга: «условия», «процесс», «результат».

Требования к организации и проведению педагогического мониторинга.
  1. Наличие программы мониторинговых исследований.
  2. Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени.
  3. Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования.
  4. Итоги педагогического мониторинга оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа с рекомендациями.
  5. При проведении педагогического мониторинга необходимо соблюдать следующие условия:
  • системность;
  • продолжительность во времени;
  • сравнимость;
  • объективность;
  • комфортность.
Рекомендации по организации и проведению педагогического мониторинга.
  1. Необходимо определить направления деятельности по организации и проведению мониторинга:
  • в соответствии с функциональными обязанностями;
  • в соответствии с инновационной, экспериментальной деятельностью данного образовательного учреждения;
  • в соответствии с целями и задачами данного образовательного учреждения.
  1. При организации и проведении мониторинга необходимо учитывать, что основной целью является непрерывное отслеживание результатов качества образования и результатов воздействия учебно-воспитательного -образовательного процесса на личность обучающегося.
  2. В начале учебного года необходимо провести вводные (нулевые) срезы по определению качества знаний обучающихся по предметам и другим направлениям.
  3. Целью среза можно считать определение уровня качества знаний обучающихся в начале цикла обучения.
  4. Составляется график проведения среза, который утверждается директором образовательного учреждения.
  5. Выводы и предложения обсуждаются с педагогами и обучающимися.
  6. Анализ результатов мониторинговых исследований использовать при выборе адекватной методики обучения, формировании мотивации обучающихся, коррекции учебного процесса.
  7. В планах внутришкольного контроля необходимо запланировать время проведения промежуточных и итоговых срезов.
Проведение промежуточного среза необходимо для оценки успешности продвижения обучающихся в предметной области, на основании данных срезов учитель оценивает успешность выбора своей методики обучения, проводит корректировку учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения.
Итоговый срез проводится по результатам обучения за две недели до окончания учебного года. Результаты итогового среза анализируются в соответствии с результатами текущих срезов.
  1. Для успешного отслеживания уровня обученности, качества формирования общеучебных навыков, общеучебных мыслительных умений необходимо формировать содержание образования таким образом, чтобы на каждом этапе обучения выделялись общеучебные, специальные умения и навыки обучающихся.
  2. Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижения в практике его применения.
  3. Для получения объективных результатов уровня обученности проводить отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний), степень обученности класса.
  4. Анализ уровня обученности проводить с учетом всех уровней.
Для администрации образовательного учреждения очень важно иметь оперативную, объективную информацию о действительном состоянии учебного процесса. При необходимости это позволит своевременно осуществить методическую поддержку и внести требуемые коррективы.

Кафедра менеджмента образования и психологии

Отдел мониторинга качества образования