6 сентября 2017 г.

С чего начать учебный год или 4 составляющих продуктивной учебной работы

  1. Выстроить доверительные отношения с обучающимися.
Это очень важно. Учебный процесс состоит не только из учебного содержания. В учебный процесс входит и мотивация, и доверие. И эту часть ни в коем случае нельзя исключать.
Если ученики Вам доверяют и понимают, что Вы тот человек, который им помогает, а не контролирует и наказывает, если Вы интересны Вашим учащимся и Вам интересно с ними, то можно считать что у вас выстроены доверительные отношения и Вы можете строить свой урок каким-то иным образом, по какому-то инновационному сценарию, использовать новые методы, а применять новые инструменты будет намного легче и проще.

  1. Выявление интересов обучающихся.
Когда они придут на ваш первый урок, нужно уделить время тому, чтобы узнать об их желаниях и предпочтениях. Стоит запустить Google-форму, в которой спросить, какие темы по предмету им интересно изучить, какие вопросы у них есть, на какие вопросы они хотели бы получить ответы, чем они могли бы сами поделиться и интересно ли им побыть в роли учителя. Также поинтересоваться, какая форма работы для них предпочтительнее: работать в группах, индивидуально, под руководством учителя? Это первый шаг навстречу к своим ученикам. А затем этот шаг они сделают навстречу вам.
Как это работает, спросите Вы? Этот шаг навстречу делает процесс обучения более осмысленным. Ученик понимает, зачем он идёт сегодня на урок, и что с Вами на уроке ему будет интересно.
  1. Ваши высокие ожидания от обучающихся.
В Сан-Франциско был проведён эксперимент на учителях начальной школы, которые были разделены на 2 группы. Одной группе учителей сказали, что за их хорошую работу они получают в первый класс “одаренных” учеников, с которыми они могут свободно реализовывать свой творческий потенциал. Вторая группа учителей не была предупреждена ни о чем, хотя уровень всех учеников, участвующих в эксперименте, примерно совпадал.
По окончании эксперимента провели тест среди обучающихся. Уже догадываетесь, какие были результаты? Результаты учеников, которые работали в классе под руководством учителя, уверенного, что работает с одарёнными детьми, были лучше.
Это говорит о том, что чем выше Ваши ожидания, чем больше Вы верите в ваших обучающихся, чем больше Вы уверены в том, что они способны на большее, тем выше результаты Вы получаете.
Поэтому в класс нужно входить с полной уверенностью в том, что у Вас именно такие ученики, и Вы именно таких учеников получите в итоге.
  1. Коллеги – это улыбка.
Мы слишком серьеёзны: много проблем, много забот, новая программа, много учеников, мало учеников, администрация не устраивает, бумажной волокиты много… и нет улыбок. Мало улыбок учителей в школе.
А ведь улыбка может изменить многое. Рэй Бредбери сказал: “Используйте свою улыбку, чтобы изменить мир и не позволяйте миру изменить вашу улыбку”.
Обязательно улыбаетесь, входя в класс. Улыбайтесь своим ученикам на перемене. Пусть они приходят и уходят из Вашего класса с хорошим настроением. Учебный контент – это малая часть школьной жизни. В ней есть и эмоциональные составляющие, которые обязательно должны присутствовать в учебном процессе.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр воспитания и развития творческой личности