14 сентября 2017 г.

Проектирование педагогической деятельности учителей общеобразовательных школ в условиях инклюзивного (в том числе индивидуального) обучения

Для реализации права получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования и коррекционной помощи в Донецкой Народной Республике действует система специальных образовательных организаций, а также функционируют общеобразовательные организации, осуществляющие инклюзивное обучение. Однако, ряд обучающихся в силу особенностей психофизического развития и других факторов не могут посещать занятия вместе со здоровыми сверстниками и получают образование по индивидуальной форме (либо на дому, либо занимаясь с педагогами индивидуально в школе).


Перед педагогами общеобразовательных организаций, сталкивающихся с проблемой обучения детей с ОВЗ и не имеющих дефектологического образования, встает вопрос: «Как обучать такого ребенка?» Ведь учителя должны быть готовы в условиях общеобразовательных школ решать те проблемы, которые раньше являлись специфичными для специальных образовательных организаций: владеть коррекционно-развивающими технологиями, включающими учеников в процесс познания через деятельность, уметь на основе педагогической диагностики разработать коррекционно-развивающие программы, спроектировать развивающую среду и т.д.

В свете данной проблемы необходимо обеспечивать комплексное сопровождение индивидуальной формы обучения, основанное на системе взаимодействия педагогов общеобразовательной организации, психологов, а также узких специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, медицинских работников).

Индивидуальный учебный прогресс обучающихся с ОВЗ обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого ребенка и мониторингом его учебных успехов и достижений. Помощь по коррекционно-развивающей работе синхронизируется со всем остальным объемом учебной нагрузки ребенка.
Психолого-медико-педагогический консилиум остаётся основной организационной формой для обсуждения стратегии сопровождения индивидуального обучения. Целью Психолого-медико-педагогического консилиума является создание условий для построения индивидуальной образовательной программы ученика и программы сопровождения обучения посредством комплексной диагностики и составления рекомендаций по организации учебного процесса. Один раз в полгода необходимо проводить психолого-медико-педагогический консилиум по динамике обучения и развития ученика.

Особенной проблемой является психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ОВЗ. Без родителей учебного процесса не происходит. Они выступают и тьюторами, и лицами, сопровождающими своего ребенка. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, опираясь не их опыт успешного сотрудничества и эффективной мотивации. Также одной из важных психологических задач обучения по индивидуальной форме является повышение мотивации обучающихся. Не имея возможности чувствовать и соотносить свой личный успех с успехами сверстников, ребёнок теряет стремление к достижению. Необходимо найти такие формы учебной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.

Отдельным направлением сопровождения процесса индивидуального обучения является работа с педагогами. Основная задача заключается в том, чтобы педагоги, не имеющие специального образования и опыта работы с детьми с ОВЗ, смогли оказать качественные образовательные услуги.

Персональный опыт, который накапливают учителя индивидуального обучения, требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде ученик - учитель, тем более с детьми с ОВЗ, не может быть проверена только в категориях формальной академической успешности, ведь она включает в себя и категории качества жизни, развития творческого потенциала, психотерапевтический характер образования и т.д. Кроме того, сама форма обучения гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели обучение в классе. Помимо этого необходима постоянная методическая работа и поддержка педагогов, работающих по индивидуальной форме обучения, по специальной психологии и коррекционной педагогике, профессиональный диалог между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с особыми потребностями.

С целью решения вышеобозначенных проблем и оказания методической помощи педагогам общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ, центром специального и инклюзивного образования Донецкого РИДПО организована работа интернет-репетитора по проблеме «Проектирование педагогической деятельности учителей общеобразовательных школ в условиях инклюзивного (в том числе индивидуального) обучения».

14 сентября 2017 года согласно Плану работы Донецкого РИДПО состоится первое занятие интернет-репетитора «Нормативно-правовые и научно-методические аспекты организации работы с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной среды» (спикер методист ЦСИО РИДПО Кузьмина В.А.).

Приглашаем заинтересованных педагогов, администраторов образовательных организаций, представителей методических служб присоединиться к работе интернет-репетитора 14.09.2017 г. в 14.00, перейдя по следующей ссылке: http://vso-ippo.at.ua/news/proektirovanie_pedagogicheskoj_dejatelnosti_uchitelej_obshheobrazovatelnykh_shkol_v_uslovijakh_inkljuzivnogo_v_tom_chisle_individualnogo_obuchenija/2017-09-14-1291

Кафедра менеджмента образования и психологии

Центр специального и инклюзивного образования