15 декабря 2017 г.

Интеграция преподавания украинского языка и литературы как средство достижения метапредметных целей

«Все, что находится во взаимной связи,
должно излагаться в такой же связи»
Ян Амос Каменський
Важной особенностью изучения предмета «Украинский язык и литература» в 2017-2018 учебном году является то, что он преподается как интегрированный курс по обновленным образовательным программам, рекомендованным Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики. В современной школе интеграция предметов – это не только способ достижения общих целей обучения, но и фактор формирования конкретных педагогических заданий, определение общепредметных систем знаний и умений.

Актуальным вопросам предметной интеграции был посвящен проблемный семинар учителей украинского языка по теме «Интеграция преподавания украинского языка и литературы как средство достижения метапредметных целей», который состоялся 12 декабря 2017 г. в Горловском лицее № 4 «Элит».
Для реализации поставленных педагогических задач учителю не обойтись без знаний основ обучения и инновационных методов и технологий, выдвигаемых жизнью. Участники семинара подготовили интересный материал по реализации интегрированного курса, представили свои наработки, отражающие особенности современного урока украинского языка и литературы:
  • теоретические вопросы интегративного обучения, приоритеты метапредметных знаний раскрыла Фролкина О.В., заместитель директора Горловской общеобразовательной школы № 40;
  • учитель Горловской общеобразовательной школы № 13 Сокрута В.Н. раскрыла суть реализованного в Программе текстоцентрического подхода к изучению языковой теории на основе связных текстов, взятых из литературных произведений, как средство достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;
  • Есипова С.В., учитель Горловского лицея № 47 «Старт», поделилась опытом работы по формированию самообразовательной деятельности учащихся в условиях интеграции предметов украинского языка и литературы, показала учебные ситуации с применением метода «Шесть шляп»;
  • интерактивную технологию как одно из средств организации современного урока представила учитель Горловской общеобразовательной школы № 54 – Волошинова Л.М. В своем мастер-классе «Односоставные предложения» для активизации учебной деятельности использовала методы организации групповой работы.
Интересным было выступление методиста Методического кабинета, Бурмистровой О.Г., ярко раскрывшей идею «перевернутого обучения», его особенности и приоритеты. Представленный Ольгой Георгиевной мастер-класс наглядно отобразил, как на одном уроке преподать языковую теорию по теме «Прилагательное» в ходе изучения литературного произведения. Учителя в роли учеников были вовлечены в активную познавательную деятельность: создавали обобщающие схемы, составляли вопросы к данной теме, анализировали рассмотренный ранее материал, придумывали лингвистическую сказку.
По результатам семинара учителя пришли к выводу, что тема интеграции изучаемых предметов актуальна сегодня и требует от каждого учителя особенного творческого подхода и постоянного поиска. Но путём самообразования и творческих поисков педагог сможет решить даже самые сложные педагогические задачи, прийти к своему мастерству.
 
Методический кабинет при Управлении образования администрации
г. Горловки