Современные учёные (Н.Н. Поддьяков, А.В. Савенков) в своих исследованиях «детское экспериментирование» называют ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка, способом познания, глубокого проникновения детьми в суть предмета, вопроса, явления, где непонятное становится очевидным.
При проведении детских экспериментальных опытов и исследований целесообразно выделить основные этапы:
- Создание проблемной ситуации, постановка вопроса: Что это такое? Почему? Как это получается?
- Предположение: как узнать? Нахождение способа.
- Выбор средств для реализации эксперимента.
- Результат (положительный, отрицательный).
- Умозаключение.
Советы педагогам при организации экспериментальной деятельности детей:
- новые знания дети должны получать самостоятельно, в процессе выполнения заданий;
- необходимо правильно формулировать вопросы детям. И. Гете писал: «Хочешь получить умный ответ, спрашивай умно»;
- держите паузу после постановки задачи, не мешайте включению мыслительного процесса в познание ребёнка;
- избегайте прямых указаний, что и как делать;
- не спешите оценивать выполненное задание. Искусство педагога заключается в умении тактично направлять поисковую деятельность на нахождение другого способа;
- особое внимание уделите неправильным ответам. Анализируйте вместе с детьми путь решения и выводы.
- помните, что ребёнок имеет право на ошибку, проявляйте этику и терпимость, помогая, действуйте осторожно, не навязывая своей точки зрения.
С описанием экспериментов и фотоматериалами, отражающими экспериментальную деятельность детей в дошкольных образовательных организациях Донецкой Народной Республики можно познакомиться на страницах педагогического сообщества «Растим личность» https://vk.com/rastim_lichnost
Кафедра дошкольного и начального образования