«... люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».
К.А. Тимирязев
Биология относится к естественным наукам. Основными методами познания законов жизни являются наблюдение и эксперимент. Овладение этими методами имеет не только научное, образовательное, но также развивающее и воспитательное значение.
В преподавании биологии разработаны разнообразные формы экспериментально-исследовательской работы учащихся. Это демонстрационный эксперимент, лабораторные и практические работы камерального характера, экскурсии, фенологические наблюдения, полевые практики, экспедиции и летние задания. Каждая форма играет свою роль в учебно-воспитательном процессе, отличаясь степенью индивидуализации и сложностью организации, масштабностью выполняемой работы и широтой вовлечения учащихся в активную деятельность.
Летние задания выполняются в наиболее благоприятный период года, когда интенсивно протекают все процессы жизнедеятельности и происходят заметные изменения в живой природе. Летом наиболее велика близость людей с природой, активность общения с ней.
Выполнение летних заданий даёт возможность получить более конкретные представления о многообразии живых организмов своей местности, их приспособлениях к различным условиям жизни в тех или иных местах обитания, а также расширить знания, полученные при изучении соответствующих разделов на уроках биологии или лабораторных занятиях.
С целью организации летних экскурсий в соответствии с учебно-методическими требованиями рекомендуем использовать учебно-методическое пособие Биологическое краеведение: экскурсионное дело: пособие для учителей биологии / сост. Антропова О.В., Андреева Е.А. - Донецк: Истоки, 2017.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин