18 февраля 2015 г.

Формирование языковой личности учащегося: Мониторинговые исследования качества знаний учащихся 5-11-х классов общеобразовательных учебных заведений по русскому языку

В феврале 2015 года отдел русского языка и литературы Донецкого института последипломного педагогического образования проводит мониторинговые исследования качества знаний по русскому языку учащихся 5-11-х классов общеобразовательных учебных заведений.

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.

Современная общеобразовательная школа  многообразна и сложна, она непрерывно изменяется.  В условиях модернизации образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Школа  должна  формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, которые являются основой содержания современного образования.

Одним из важных условий успешной реализации образовательной программы любого уровня является проведение мониторинговых исследований образовательного процесса и качества обучения, что, в конечном итоге, позволяет совершенствовать образовательную программу и повышать ее уровень. Технологии проведения мониторинга могут варьироваться в зависимости от задач и условий проведения.

Значимость проводимых мониторинговых исследований очевидна – осуществление и развитие образовательного процесса требует постоянного аналитического контроля над текущим состоянием учебного процесса, его результатами. Выводы, полученные на каждом этапе мониторинговых исследований, позволяют спрогнозировать, подкорректировать, внести в содержание программы изменения, актуальные и созвучные потребностям учащихся.  Мониторинг как процесс сбора достоверной информации необходим для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности  образовательной системы, реализуемой в образовательном учреждении.

Любой мониторинг, независимо от решаемых в ходе его проведения задач, предполагает  не единый сбор информации, а постоянный по одним и тем же показателям с целью выявления  динамики изменений.

Таким образом, мониторинговые исследования  позволяют  не только установить уровни усвоения учащимися знаний, но и зафиксировать пробелы в знаниях, наметить рациональные пути их устранения с учетом индивидуального подхода к учащимся.

В феврале 2015 года отдел русского языка и литературы Донецкого института последипломного педагогического образования проводит мониторинговые исследования качества знаний по русскому языку учащихся 5-11-х классов общеобразовательных учебных заведений гг. Донецк (Будённовский, Пролетарский, Ленинский, Калининский районы), Енакиево, Макеевка, Харцызск, Амвросиевского и Старобешевского районов.

Разработана программа исследования, которая включает паспорт со следующими данными: цель и задачи исследования, сроки и формы, технология проведения и оценивания, инструментарий и ожидаемые результаты, основные статистические материалы и формы отчёта. Определены научный руководитель, научный консультант, координатор, ответственные и тьютор данного проекта. Предложены материалы для ознакомления, изучения и анализа.

Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку будет проводиться в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий,  изложений, сочинений по прочитанному тексту, тестовых заданий.

Первую контрольную работу школьникам предстоит выполнить 25 февраля. Желаем им успехов, отличных результатов и только  позитивного настроения!

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы