Осуществление объективного оценивания профессиональной деятельности способствует повышению мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию и росту качества образовательного процесса.
В предыдущей публикации Центра аттестации (24 января 2015 года) мы рассмотрели вопросы организации экспертизы педагогической деятельности. Осуществление объективного оценивания профессиональной деятельности способствует повышению мотивации педагогических работников к непререывному самосоверщенствованию и росту качества образовательного процесса. Ключевую роль в непрерывном повышении профессиональной компетентности призвана играть аттестация педагогов.
Период аттестации для педагога связан с высоким интеллектуальным и эмоциональным напряжением, поэтому одной из задач аттестационной комиссии и педагогического коллектива в целом является создание благоприятной доброжелательной атмосферы для педагога, предоставление ему методической помощи.
Модели аттестации могут быть различны. Например, в общем виде может быть такая модель: выбор темы, определение задач, содержания и форм представления результатов своей деятельности, экспертная оценка принятых к рассмотрению материалов по заранее установленным критериям, сопоставление компетентным органом значений оценки результатов деятельности с нормативными требованиями по категориям и установление педагогическому работнику соответствующей квалификационной категории в сфере его профессиональной деятельности.
Другая модель аттестации может предлагать к оценке полученную учителем специальную подготовку, знания и умения использовать их на практике (то есть полученную квалификацию) в сравнении с некоторыми установленными по категориям нормами.
Таким образом, из сказанного следует, что для осуществления аттестации необходимо решить вопрос по уточнению, определению, выбора таких ее параметров, как содержание, формы, процедуры, критерии и нормативы (нормы, стандарты).
При этом следует иметь в виду, что деление требований, норм или стандартов по этим параметрам на категории - акт весьма условный, осуществляемый на основе некоторых общих договоренностей (умолчаний) или решений компетентного органа.
Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, дифференциация оплаты.
Задания аттестации:
- содействие непрерывному повышению профессионального уровня педагогов;
- установление соответствия между качеством и оплатой труда;
- управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.
Принципы аттестации:
- добровольность,
- открытость,
- коллегиальность,
- периодичность,
- индивидуальный поход,
- объективность,
- социальная и правовая защищенность.
Профессиональная деятельность педагога, который аттестуется, определяет содержание аттестации, - ее процессы, формы и процедуры.
Содержание отвечает на вопрос, что должно рассматриваться в процессе аттестации и какому уровню качества (какой норме) отвечать, а формы и процедуры - как это рассматривать.
Таким образом, содержание аттестации определяется сферой деятельности и должностью аттестуемого - педагогической или управленческой, а его нормативы - требованиями тарифно-квалификационных характеристик или других законодательных актов по должностям и категориям. Естественно, что при отсутствии нормативных требований к уровню профессиональной компетентности проводить аттестацию было бы невозможно.
Из сказанного следует, что содержательная сторона является логическим началом аттестации и должна быть очень конкретно заложена в нормах как предмет рассмотрения и оценки результатов деятельности работников, которые проходят аттестацию.
Формы аттестации как способы выражения ее содержания могут быть следующими:
- аналитическая (письменная) работа, освещается с позиций аттестуемого и раскрывает вопросы из числа нормированных или таких, которые входят в компетенцию по профессии и указанных в тарифно-квалификационных характеристиках (ТКХ). Задания обычно разрабатываются заранее и свободно доступны педработникам;
- исследовательская работа по проблемам, решение которых соответствует нормативным требованиям к умениям аттестантов по должностям и категориям;
- самоанализ или анализ деятельности аттестуемого, за межаттестационный период по направлениям, указываемым в ТКХ. В качестве материалов для оценки могут использоваться данные мониторинговых исследований результатов деятельности учителя;
- реферативное освещение и собеседование аттестанта с экспертами по заранее согласованным вопросам (направлениям), указанным в ТКХ;
- другие формы или комбинации из указанных.
В практике чаще всего используются следующие формы аттестации:
- Панорамный просмотр уроков.
- Творческий отчет.
- Педагогические чтения.
- Методическая выставка.
- Защита программы.
- Самоанализ и другие.
Для учителей высоких квалификационных категорий наиболее востребованными формами являются самоанализ, творческий отчет, методическая выставка.
Процедуры аттестации
Процедуры аттестации как установленный порядок ведения или рассмотрения дел включают два вида деятельности: ведение процесса аттестации и рассмотрение его результатов.
В процессе аттестации происходит оценка результатов по реализации педработником всех составляющих содержания его деятельности, а также организация и выполнение действий по самому оцениванию и использованию полученных оценок.
Процесс аттестации как совокупность последовательных действий является определенным набором различных процедур. Процедуры оценивания осуществляются по предустановленным параметрам с помощью критериев, ориентированных как на процесс реализации данного содержания деятельности, так и на получаемый аттестантом и его организацией результат.
Конкретный набор необходимых процедур определяется принятой моделью аттестации и формами представления ее содержания. Иными словами, в каждом конкретном случае может оказаться свой вариативный набор процедур.
Возможны следующие процедуры в процессе проведения аттестации:
- Выдача задания, согласование формы представления материалов и процедуры защиты.
- Экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников:
- по данным мониторинговых испытаний (измерений), если они отражают уровень деятельности учителя;
- по статистическим и отчетным данным различных контрольных или исследовательских действий, связанных с работой учителя;
- путем анкетного опроса или тестового контроля членов организации, связанных с работой учителя;
- путем непосредственного наблюдения за деятельностью учителя и оценки ее результатов,
- по материалам самоанализа деятельности учителя;
- с использованием комбинаций указанных процедур.
- Защита аттестационной работы:
- в форме доклада (выступления) по результатам деятельности, отраженным в работе, отчете или реферате;
- в форме собеседования или ответов на вопросы экспертов;
- путем сдачи экзамена или зачета по заранее установленным и известным учителям вопросам;
- оценкой только представленных материалов без непосредственного общения экспертов педагогических работников.
- Рассмотрение результатов аттестации аттестационной комиссией:
- по материалам экспертной комиссии в присутствии учителя или без него;
- с выступлениями учителя и экспертов независимо от результатов экспертной оценки (например, защита аттестационной работы);
- с выступлением педработников только при отрицательных отзывах экспертов.
- Вынесение решения аттестационной комиссией по рассмотренным материалам аттестации работника.
В завершение разговора о концепции аттестации следует подчеркнуть необходимость и важность разработки критериев количественной оценки результатов деятельности педагогических работников, проходящих аттестацию. Несомненно, это сложная задача, решить которую в значительной степени можно с помощью современной науки квалиметрии.
(Продолжение следует)
(Продолжение следует)
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр аттестации педагогических кадров
Центр аттестации педагогических кадров