2 апреля 2015 г.

Методическая работа в библиотеке

Школьная библиотека – это особая педагогическая среда, где всеми библиотечными формами и методами осуществляется особая педагогическая деятельность. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной школьной библиотеки.

Школьная библиотека – это информационно-образовательный и культурный центр школы. Она сегодня является очень важным, ёмким структурным подразделением образовательного учреждения, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы.

Утянская Татьяна Сергеевна – методист по библиотечным фондам Макеевского учебно-методического центра (методист высшей категории, «учитель-методист») создаёт условия для обеспечения профессионального самосовершенствования библиотечных работников средствами открытой среды, ориентированной на использование информационно-коммуникативных технологий и создание свободного доступа к различным источникам информации.

Информатизация всех уровней образования (создание и использование информационных технологий для повышения эффективности видов образовательной деятельности), а также формирование единого информационного образовательного пространства стали необходимостью пересмотра организационно-педагогических условий деятельности школьных библиотек, содержания их работы, форм и методов обслуживания детей, обеспечения читателей различными источниками информации с целью обеспечения их непрерывного образования.

Школьная библиотека, как считает Татьяна Сергеевна, должна стать  первостепенным источником получения информации для читателей. Поэтому библиотека учебного заведения должна иметь необходимую учебную литературу, как на бумажных, так и электронных носителях.

Татьяна Сергеевна разработала разноуровневую модель участия школьных библиотекарей в методической работе с определением функциональных обязанностей  для каждой категории.
  1. Группа высокого библиотечного мастерства (библиотекари, имеющие аттестационную категорию «ведущий библиотекарь» или 1-ю аттестационную категорию), которая является проводником новых  идей и технологий.
  2. Группа совершенствования библиотечного мастерства (библиотекари, имеющие 2-ю аттестационную категорию), на которую возложены большие надежды по совершенствованию работы школьной библиотеки.
  3. Группа становления библиотечного мастерства (библиотекари, имеющие  аттестационную категорию специалист), участники этой группы нуждаются в адресной помощи.
  Чтобы успешно решить задачи методической работы, Утянская Т.С.  выделила ряд функциональных обязанностей современного школьного библиотекаря:
  • ­изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих работу школьной библиотеки;
  • ­активное внедрение и использование достижений и рекомендаций в работе школьного библиотекаря;
  • ­изучение и внедрение достижений библиотекарей-новаторов в практику библиотечной работы;
  • ­создание творческой группы школьных библиотекарей для решения проблем по использованию инноваций в библиотечной работе на современном этапе;
  • ­диагностика и прогнозирование результатов библиотечной работы по формированию информационной и читательской компетентности;
  • ­стимулирование инициативы и творчества библиотечных работников, активное использование их профессионализма в научно-исследовательской, проектной, поисковой деятельности;
  • ­использование в учебно-воспитательном процессе современных форм, методов, средств и новых технологий в работе;
  • ­развитие профессиональных   и личностно-нравственных качеств библиотечных работников, которые готовы к самообразованию и самосовершенствованию.
Формирование у школьных библиотекарей профессиональных умений зависит от профессионально-личностных качеств, задачами для их методической деятельности должны стать:
  • ­развитие мотивационной сферы для осуществления профессионально творческой деятельности (любви к детям, потребности к самореализации и самообразованию);
  • ­развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (методическая работа предполагает не только содействие образованию, а также воспитание библиотечных работников, формирование их убеждений, принципов);
  • ­развитие современного диалектического стиля мышления библиотечных работников, обеспечение системности в работе, мобильности, конкретности;
  • ­развитие профессиональных навыков, исполнительского мастерства, использование различных форм воспитательной работы с читателями с использованием ИКТ;
  • ­формирование мотивации к профессиональному самосовершенствованию.
Причиной таких задач является то, что не все библиотечные работники имеют образование по специальности.

Для реализации  модели подобраны и формы методической работы.

Особенно эффективны индивидуальные формы: дистанционные курсы, дистанционные семинары, проектные технологии, Интернет-консультации, дистанционные МО, дистанционная библиотечная лаборатория, технопарк, вебинары, которые предусматривают создание методического продукта и обязательное домашнее задание.

Утянская Т.С. считает, что саморазвитием библиотекарей необходимо управлять, так как  часть работников школьных библиотек не имеют специального образования. Профессиональное саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование мастерства в соответствии с занимаемой должностью.

Для вновь назначенных школьных библиотекарей организован дистанционный ПДС по теме "Нормативно-правовое регулирование работы школьной библиотеки", конечным результатом является получение сертификатов, удостоверяющих прохождение обучения. 

Татьяна Сергеевна инициировала проведение городского конкурса сайтов школьных библиотек «Лучшая школьная библиотека города», способствующего совершенствованию профессиональной деятельности библиотекарей, их саморазвитию по использованию ИКТ. 

Творческая группа школьных библиотекарей под руководством Утянской Т.С. подготовила электронную программу по проблеме «Деятельность школьной библиотеки по созданию электронного каталога учебной литературы». Данная программа способствует  созданию  единого информационного пространства  библиотек города.

Древние истины «Учиться можно всю жизнь», «Век живи, век учись» относятся ко всем людям, но больше к тем, кто учит других. Поэтому Татьяна Сергеевна в системе проводит  работу  по непрерывному обучению и повышению профессионализма  современного библиотекаря, которое органично сочетает в себе обучение и самообразование,  его  частью является методическая работа на различных уровнях (государственном, местном, школьном).

Руководя работой школьных библиотекарей города, Татьяна Сергеевна не только доводит до сведения библиотекарей официальные документы, постановления, условия проведения различных конкурсов, но и побуждает каждого библиотекаря к совершенствованию мастерства, внедрению новых технологий с использованием современных технических средств. Она всю жизнь стремится не быть посредственностью, что значило бы остановиться на достигнутом, не двигаться вперёд. Для неё это не приемлемо. Этому она учит и библиотекарей, интересуется их жизнью и в нужный момент всегда приходит на помощь.

Каждый из нас к своему призванию приходит по-разному. Кому-то необходимы годы исканий, чтобы найти свою дорогу в жизни. Но есть такие, кто уверены в своём выборе с детства. Проблемы выбора у Татьяны Утянской  не было -  она всегда знала, что станет педагогом.

Жизнь измеряется не столько прожитыми годами, сколько тем, что сделает человек, какой след он оставит на земле. Татьяна Утянская счастливая женщина: у неё любимая работа и прекрасная семья. Дочери - Людмила и Светлана - тоже стали педагогами.

Познакомиться с опытом Т.С.Утянской можно в публикациях:
  • «Аттестация школьных библиотекарей: управленческо-методическое сопровождение». //Методист.-2013, №7 (19);
  • «От ученика до читателя высокой информационной культуры».// Кредо.-2013 №17. (Научно-популярный журнал управления образования Макеевского городского совета);
  • ­«Сайт школьной библиотеки как шаг к интегрированному общению читателей».// Кредо.2014. №18;
  • ­«До модернизации школьных библиотек через инновационные формы работы».//Кредо.2015,№21-22. (Научно-популярный журнал управления образования Макеевского городского совета);
  • ­«Особенности мониторинга качества школьных учебников». //Кредо.2015,№21-22. (Научно-популярный журнал управления                                      образования Макеевского городского совета);
  • ­«Сайт школьной библиотеки - залог качества образования школьника».   http://makemc.org/bibl.html                                     
Сборники материалов из опыта работы по направлениям, одобренные научно-методическим советом Макеевского учебно-методического центра управления образования:
  • ­«Модернизация школьной библиотеки через ИКТ»  (протокол № 1 (21) от 27.01.2014).
  • ­«Повышение профессиональной компетентности школьных библиотекарей в межаттестационный период»   (протокол № 2 (22) от 17.03.2014).
  • ­«Информационно-библиотечный  медиа-центр Макеевского НВК № 49 «Надежда » (протокол № 3 (23) от 19.05.2014).
  • ­«Использование ИКТ в формировании современного имиджа школьной библиотеки» (протокол № 3 от 19.05.2014).
  • ­«Организация методической работы школьных библиотекарей» (протокол № 4(24) от 30.10.2014).
  • ­«Библиотека - информационный центр учебного заведения»  (протокол № 3 (17) от 29.04.2013).
Материалы на электронных носителях: 

Материалы победителей областного этапа Всеукраинского конкурса "Школьная библиотека – 2014» в номинациях:
  • ­«Библиотека - информационный центр учебного заведения » (II место),
  • ­«Современной школе - современную библиотеку» (II место),
  • ­«Веб-сайт школьной библиотеки» (I место),
  • ­Электронный банк статей периодических изданий школьных библиотекарей города.
  • ­Электронный сборник материалов «Лучшие библиотеки города. Опыт. Перспективы».
Награды областного и Международного уровней:
  • ­Отличник образования.
  • ­Грамота министерства образования и науки.­    2010, 2011- Почётная грамота Донецкой облгосадминистрации за высокую профессионально-педагогическую и методическую деятельность и эффективную организацию работы школьных библиотек города по формированию информационно-аналитического, методического и научно-педагогического банка опыта работы школьных библиотекарей, популяризацию их опыта работы на областном и международном уровне.
  • ­2012 - Грамота за творческий вклад в развитии методической  работы в городе и области.
  • ­2010, 2013 - учащиеся 6,7 классов стали победителями областного этапа конкурса «Лучший читатель года», участниками фестиваля «Книгомания» (город Львов).
  • ­Сертификат участника Международной конференции «Модель компетентного выпускника».
  • ­2014 - Почётная грамота Донецкого  департамента образования и науки за методическое сопровождение и подготовку победителей конкурса «Школьная библиотека -2014» на областном и международном уровнях.
  • ­2014 - Грамота за эффективное научно-методическое сопровождение участия Макеевского учебно-методического центра во 2-й региональной Виртуальной выставке «Современные учебные заведения Донетчины-2014».
  • ­2014 - в областном этапе конкурса «Школьная библиотека-2014» - 4 школьных библиотекаря стали победителями областного этапа, один - Международного.
Макеевский учебно-методический центр