2 апреля 2015 г.

Школьный библиотекарь: как реагировать на вызовы времени

Кризис чтения является общемировым. Снижение уровня читательской компетентности заметно уже у детей дошкольного возраста, возраста "слушателя". Среди причин более плохого восприятия народной сказки, например, может быть то, что:

  • ­детям меньше читают;
  • ­народную сказку они воспринимают с экрана нередко в искаженном, переработанном в духе поп-культуры виде;
  • ­с этим жанром конкурируют боевики, реклама, фильмы ужасов.
Психологические исследования показали, что "клиповая" культура все больше вытесняет в сознании (и подсознании) детей традиционные литературные и фольклорные жанры, происходит смешивание элементов разных культурных течений.

Визуальная форма предъявления информации, как отмечают разные специалисты, формирует у детей поверхностное восприятие, неспособность концентрировать внимание и самостоятельно осмысливать предъявляемое. Калейдоскоп впечатлений завораживает, усыпляет. Воображение современных дошкольников, как показали экспериментальные исследования, менее развито, чем у их сверстников 10 лет назад. Это и неудивительно: воображение формируется в игре, в художественно-творческой деятельности, в восприятии литературных произведений. А современный дошкольник все меньше времени в детском саду и в семье имеет на игру.

Психологи и социологи все чаще пишут о так называемом "клиповом сознании" потребителей массовой культуры:
  • разбросанность внимания;
  • ­разорванность восприятия;
  • ­неумение самостоятельно осмыслить поступающую информацию.
Как помочь ребенку?

Обращение к настоящему искусству (и, конечно, уважительное отношение к детям) должны способствовать не только литературному развитию, но и коррекции нравственных установок детей, гармонизации их личности. Так, при правильном воспитании в эстетическом плане, вхождении ребенка в книжную культуру происходит естественное сочетание принципа Удовольствие и принципа Реальность.

Занятия совместным литературным творчеством способствуют развитию у детей ориентации в нравственных ценностях - как за счет самого содержания литературных произведений (отношений персонажей, нравственной позиции автора), так и за счет усвоения демократического стиля общения в паре (учет интересов другого, согласование партнерами своих замыслов и действий).

Чтение необходимо рассматривать как составную часть образа жизни, личностного портрета, индивидуального стиля - как важный элемент жизнедеятельности в целом. Чтение является одной из основных форм познания и общения.

Процесс воспитания читателя понимается как:
  1. Формирование ценностного отношения к чтению, формирование соответствующего образа жизни.
  2. Практика информационной коммуникации и расширения познавательных процессов и возможностей личности.
  3. Развитие соответствующих психомоторных навыков (развитие техники чтения).
  4. В процессе воспитания читателя должен быть исключен неправильный психомоторный опыт и, тем самым, возможность формирования навыков, которые тормозят совершенствование чтения (артикуляция, регрессии глаз и т.д.).
Задача библиотеки - не только вместе с учителем помочь ученику усвоить школьную программу, но и расширить ее, заложить в каждом ребенке основы независимого пользователя библиотеки, который уверенно работает с различными источниками информации (прежде всего с книгой), воспитать человека, который ценит не только свои мысли и взгляды, но и информацию, находящуюся в общественном пользовании. И если сформировать систему работы библиотечно-библиографического образования младших школьников, то можно рассчитывать на реальные результаты в средней и старшей школе.

Если в начальной школе не сформированы элементарные информационные умения и навыки учеников, то вероятность того, что они сформируются в средней, а тем более в старшей школе, чрезвычайно мала. Только опираясь на результаты обучения в начальной школе, библиотекарь вместе с учителем-предметником сможет углублять и развивать у учащихся соответствующие навыки.

Большинство учителей, к сожалению, не занимаются этими проблемами, главными атрибутами урока остаются учитель и учебник.

Информационная и читательская культура будет эффективна в обучении при условии, если учитель, моделирующий процесс обучения, подталкивает ученика к самостоятельному обучению, условия которого обеспечат библиотекари.

Итак, один из возможных путей привлечения детей к активному использованию различных источников информации в процессе изучения предмета - это организация библиотечных уроков, которые дают знания о библиотеке и формируют навыки пользования ею.

Конечно, специальных часов для таких уроков у учителя нет, но выделить несколько часов в учебный год учитель сможет (за счет воспитательных часов, уроков внеклассного чтения и т.п.). Поэтому, составляя календарно-тематическое планирование в начале учебного года, важно спланировать библиотечные уроки. Тематику таких занятий следует определить, исходя из конкретных программных требований по формированию умений и навыков учащихся.

Интересный материал по библиотечным урокам вы можете найти здесь:
Особое значение приобретает организация вступительных уроков по предмету, проведенных в библиотеке. Ученики должны осознать разнообразие источников информации для познания учебного предмета.

Исходя из этого, основная задача школьного библиотекаря в работе с учениками 5-9 классов заключается в четкой координации действий с учителями-предметниками и классными руководителями и, что особенно важно, в обеспечении выполнения собственно библиотечно-образовательно-информационной функции. Так, библиотекарь должен воспитывать информационную культуру учащихся:
  • ­совершенствовать и расширять знания об источниках информации (библиотечно-библиографические, компьютерные);
  • ­знакомить с информационными процессами, системами, этическими и правовыми нормами, связанными с пользованием информационных ресурсов.
На результативность обучения учащихся основам библиотечно-библиографической грамотности большое влияние оказывает выбор оптимальных технологий организации библиотечных занятий, основанных на возрастных особенностях учащихся и задачах образования на определенных ее этапах.

Главное, чтобы полезные библиографические сведения ученики воспринимали с интересом.
Для младших школьников эффективны занятия в форме игры, уроки-сказки.

Для учащихся 7-9 классов - библиотечные аукционы, бук-шоу, информационные биржи, библиографические рулетки и тому подобное.

Для формирования читательских компетенций можно использовать такой метод:
  • ­ученикам предлагается прослушать одно незаконченное остросюжетное произведение (чтение прерывается на самом интересном месте);
  • ­разбившись на команды, учащиеся пишут собственную версию окончания истории;
  • ­сравнивают с авторским окончанием;
  • ­тексты собирают в книгу, иллюстрируют рисунками или фотографиями и тому подобное.
Итак, информационные умения - это понимание текста, владение логическими приемами работы с ним, свободное ориентирование в потоке информации, умение работать со справочно-библиографическим аппаратом.

Программа формирования таких умений у учащихся содержит 2 группы умений:
  • Работа с текстом, другими источниками информации:
  1. ­анализ и выделение главного;
  2. ­сравнение;
  3. ­обобщение;
  4. ­определение и объяснение понятий;
  5. ­конкретизация;
  6. ­доказательство и опровержение;
  7. ­творческие умения;
  8. ­умение работать с аудиовизуальными средствами информации.
  • Библиотечно-библиографические умения:
  1. ­общие знания о библиотеке;
  2. ­культура работы с книгой;
  3. ­знание о книге;
  4. ­умение пользоваться абонементом и читальным залом библиотеки;
  5. ­умение пользоваться справочной литературой, периодикой;
  6. ­умение пользоваться рекомендованной библиографией, каталогами и картотеками;
  7. ­понятие о библиографическом описании книги.
Итак, библиотекарь в процессе формирования самообразовательной компетентности учащихся:
  • ­выбирает литературу и другие источники информации по проблемам самообразования учащихся и учителя;
  • ­учит учеников умению работать с каталогами, справочниками, энциклопедиями, словарями;
  • ­разрабатывает памятки, алгоритмы по обработке различных источников информации;
  • проводит библиотечные уроки, способствующие формированию универсальных способов действий учащихся;
  • ­предоставляет учащимся рекомендации относительно возможностей улучшения качества обучения через обращение к различным источникам информации, включая компьютер, аудиовизуальные средства, периодическую литературу и тому подобное.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания