30 апреля 2015 г.

Целеполагание на компетентностно ориентированном уроке

Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть данной проблемы? Что такое цель

В научной литературе дают такие определения данного понятия:
  1. это смысл определённого времени;
  2. идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта;
  3. доведение возможности до её полного завершения;
  4. представление, которое человек стремится осуществить;
  5. осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека;
  6. предметная проекция будущего;
  7. субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть данной проблемы?
Не всегда цели, поставленные учителем, осознаются и принимаются как значимые для него самим учащимся.

Часто цели подменяются средствами урока: учителю важен не результат, а то, чем занимались дети на уроке, какие педагогические приёмы применялись, какова была наглядность и т.п.

Иногда цели формулируются неконкретно, расплывчато, неопределённо, что приводит к непониманию целей самим учителем и учениками.

Глобально поставленные цели – ещё одна ошибка. Их трудно проверить относительно достижения, они не диагностируемы. Диагностичность цели означает, что имеются критерии, средства и возможности проверить, достигнута  эта цель или нет.

Целеполагание на уроке - это процесс выявления целей и задач субъектов учебной деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цели должны быть реальными, понятными, диагностируемыми, конкретными, достижимыми, осознанными, точными.

Определяя специфические цели урока, следует ответить на ряд вопросов:       
  1. усвоение каких элементов знаний (фактов, сведений, понятий, закономерностей, законов, принципов, теорий, правил) предстоит обеспечить на уроке;
  2. формирование каких умений, развитие каких способностей необходимо организовать  в течение урока;   
  3. отношение к каким явлениям действительности формируется на данном уроке, в чем оно должно выразиться (какие вызвать эмоции, чувства, ощущения).
Для формулирования обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом, который можно проверить.
  • выбрать,
  • ­назвать,
  • ­дать определение,
  • ­проиллюстрировать,
  • ­написать,
  • перечислить,
  • выполнить,
  • ­систематизировать...
Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.
 
Развивающий аспект цели - формирование общеучебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, речи обучающихся (умения вести монолог и диалог), коммуникативной культуры; развитие умений самоконтроля и самооценки, то есть эта цепь предполагает формирование и развитие у обучающихся интеллектуальной и индивидуальной сферы личности. Содержание учебного материала в эту цель попадать не должно. При формулировке цели нельзя использовать глаголы совершенного вида (что сделать?), корректнее будет использовать формулировки глаголов несовершенного вида либо вариант: способствовать становлению или развитию..., содействовать развитию...

На уроке обеспечиваем развитие практических умений, учебно-организационных умений, мотивов учения, положительного отношения к знаниям, общеучебных умений и навыков, мышления, речи, сенсорной сферы  и т. п.

Примеры формулировок развивающих целей урока:
  • развивать умение анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике;
  • развивать умение самостоятельно подбирать необходимую для профессиональной деятельности информацию и применять ее с позиции решения проблемных задач;
  • развивать способность пользоваться информационными технологиями для сбора и передачи профессионально значимой информации с помощью электронных средств связи;
  • развивать способность выдвигать гипотезы, сравнивать их, выбирать лучшую и принимать решение.
Воспитательная цель урока связана с содействием формированию или развитию социально-психологических и нравственных качеств личности и отношений.

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: создать условия для..., обеспечить опыт..., вызвать интерес к..., выразить свое отношение..., прививать, побудить учащихся к активности; закрепить уверенность в...; содействовать развитию профессиональных качеств личности (аккуратности, самостоятельности, бережливости, дисциплинированности, добросовестности, ответственности, инициативности...) через организацию..., способствовать выявлению, раскрытию..., убедить в целесообразности .., значимости....

Цели, сформулированные с учётом предполагаемых аспектов, будут отвечать современным требованиям образовательного процесса.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания