8 мая 2015 г.

Школа совершенствования профессионального мастерства

Проблема профессионального роста педагогов всегда актуальна, обусловлена рядом факторов; она характеризуется социальной значимостью, требует комплексного решения.

Профессиональное совершенствование педагога предполагает организацию научно-методического сопровождения. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя — это научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста, талантливого сотрудника) и сопровождаемого (учителя), направленный на непрерывное саморазвитие учителя в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности учителя, что ведет к поступательному восхождению в профессии.

Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя будет более эффективным при условии:
  • включения учителя в событийные общности, разнообразные научно-методические мероприятия, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;
  • содействия профессиональной идентичности учителя в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;
  • использования возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности учителя во всех ее проявлениях;
  • совершенствования механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста учителя: психологических (система вызовов; рейтинговая накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, социальное партнерство).
Одним из эффективных средств научно-методического сопровождения педагогов является мастер-класс как форма трансляции лучшего педагогического опыта. М.М.  Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Мастерство учителя понимается при этом как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

«Мастер-класс» – это разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей.

Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:
  • комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
  • оригинальные действия, взаимосвязанные между собой и обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Признаки системы работы учителя: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:
  • обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Структура проведения «Мастер-класса»:
  • Презентация педагогического опыта педагога-мастера
  1. Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем.
  2. Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
  3. Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
  4. Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
  • Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
  1. Рассказ педагога о проекте занятия.
  2. Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
  3. Краткая характеристика результативности используемой технологии.
  4. Вопросы педагогу по изложенному проекту.
  • Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
  • Моделирование
  1. самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;
  2. обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.
  • Рефлексия
  1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
  2. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:
  1. Показ программы деятельности,  элективного курса, факультатива и т.п.
  2. Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог.
  3. Показ отдельных методов работы.
  4. Показ инновационных моментов деятельности.
Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

С вариантами проведения мастер-классов по обществоведческим дисциплинам можно познакомиться по ссылкам:
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел общественных дисциплин