20 августа 2015 г.

Методические рекомендации: Дорожная карта учителя-словесника на 2015-2016 учебный год

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу.
Ричард Олдингтон
Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь.
Вьетнамская пословица
Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности, личностная и профессиональная адаптация учителя может протекать длительно и сложно. 

В 2015-2016 учебном году учителя русского языка и литературы будут работать по новым программам, составленным в соответствии с Государственными образовательными стандартами ДНР. С целью успешного вхождения в инновационное образовательное пространство творческой группой в составе учителей-мастеров в помощь филологам разработан ряд методических рекомендаций, объединённых в «Дорожную карту», которая смоделирована как стратегический ориентир и тактический маршрут учителя-словесника, а также направлена на повышение эффективности педагогического процесса, повышение грамотности учащихся и методической культуры учителя русского языка и литературы.

Цель «Дорожной карты» – создание научно-методических и информационных условий для реализации Государственных образовательных стандартов. «Дорожная карта» – план действий с четко прописанными результатами, это удобный инструмент для начала работы по переходу на новый образовательный стандарт. «Дорожная карта» рассчитана на творческих, активных, мобильных и готовых воспринимать новые идеи учителей!

Так, подготовлено пособие, которое содержит рабочие программы по литературе для 5-11 классов, составленные с опорой на республиканскую программу по литературе и требования Государственного образовательного стандарта. В программы входит пояснительная записка, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, включающий информацию об эффективных педагогических технологиях проведения разнообразных уроков: «открытия» нового знания, общеметодической направленности, рефлексии, развивающего контроля, а также сведения о видах индивидуальной и коллективной деятельности, ориентированной на формирование универсальных учебных действий у школьников. Пособие предназначено для учителей-предметников, администрации учебных организаций, методистов, руководителей районных (городских) методических объединений, студентов и магистрантов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации.

В модель календарно-тематического планирования, кроме традиционных разделов (№ урока, дата проведения), включены новые, которые, уверены, помогут учителю увидеть архитектонику урока и выстроить индивидуальную педагогическую стратегию: тип урока, технологии, решаемые проблемы, виды деятельности (элементы содержания, контроль), взаимодействие искусств, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные), комментарий учителя.

С «Дорожной картой» учителя-словесника можно ознакомиться во время проведения вебинара (20 августа, 11 часов) и на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого ИППО http://kabruss.blogspot.com/ 

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы