Современные условия развития общества требуют поиска новых подходов к построению системы образования. Ориентиром в данном вопросе являются Государственные образовательные стандарты. В них подчеркивается необходимость организации педагогического процесса в русле развивающего обучения.
В отличие от традиционной методики обучения, в развивающем обучении на первом месте стоит не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия. Особое внимание уделяется развитию умений выдвигать гипотезы, новые идеи, разрабатывать оригинальный план решения поставленной задачи, а также выбору способа проверки решения путем использования самостоятельно выбранных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным.
В тактике развивающего образования можно выделить три линии:
- Развитие поисково-исследовательского, логического мышления у детей. Необходимо развивать у них умение формулировать понятия, делать обобщения, выдвигать гипотезы на основе анализа предметов и явлений окружающей действительности, проводить экспериментальное исследование предложенной проблемы. Важную роль в этом процессе играет умение осуществлять логические операции мышления и владеть навыками поисково-исследовательской деятельности. Для этого можно использовать метод эксперимента, метод проектов, элементы обучения в сотрудничестве и т.п.
- Расширение зоны ближайшего развития ребенка. Необходимо помочь детям открыть глубину, новые грани известных и понятных им фактов. Это должно быть связано с заинтересованностью, мотивацией к применению в действии. Этот процесс можно сравнить с движением по спирали, когда одно знание мотивирует к получению нового знания, а новое, в свою очередь, к последующему. Подобный механизм предложен в технологии эмпауэрмента, технологии проблемного обучения.
- Стимулирование у детей поиска нестандартных решений. Педагог предлагает обучающимся такие вопросы и задания, которые не приведут к тупиковым вариантам ответов. Детям нужно будет обдумать, найти путь разрешения поставленного задания, и решения эти могут быть нетрадиционными, креативными. Взрослому нужно быть готовым к восприятию любых мнений и точек зрения, которые дети могут представлять в разных формах (комментарии, спор, доказательство, диалог). В данном случае уместным будет использование методов мозгового штурма и фокальных объектов.
Кафедра дошкольного и начального образования