В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
(А. Бебель)
Практика развития творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных материалов. Это способствует обучению одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации одаренной личности.
Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся и создаются условия для реализации потенциальных возможностей одаренных детей.
Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей одаренного ребенка.
При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, входящих в учебный план.
При реализации образовательных программ для одаренных детей в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение.
Профессор Г.К.Селевко в своей монографии «Современные образовательные технологии» определяет индивидуализацию как организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.
Для одаренных детей индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ; это процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.
Индивидуализация является новым подходом к образованию, где изменяется позиция ученика: он становится субъектом, а не объектом образования.
Важную роль в организации работы с одаренными детьми играет образовательная программа.
Содержание программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
Программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
Программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
Программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование информационных источников, поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии, уделять внимание сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр воспитания и развития творческой личности
Центр воспитания и развития творческой личности