1 октября 2015 г.

Как организовать внеурочную деятельность по математике?

Внедряем новые стандарты!

В соответствии с новыми стандартами внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы и направлена на достижение, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов, отраженных в основной образовательной программе общеобразовательной организации. Эти результаты сформулированы в планируемых результатах программ междисциплинарных курсов. 

Внеурочная деятельность с одаренными детьми или обучающимися, проявляющими интерес к математике, может быть организована в рамках внеклассных занятий. Содержание внеурочной деятельности не должно ограничиваться рамками программы, учитель может дополнять учебную работу углубленным изучением, элементарными исследованиями, занимательной математикой, изучением истории математики.

За основу можно взять учебные программы курсов, разработать авторские, модифицированные известные программы или использовать программы, предлагаемые ведущими издательствами.

Основными этапами проектирования программ факультативных и элективных предметных курсов являются:
  • обоснование актуальности курса на основе анализа нормативных документов, научно-методических материалов, интересов обучающихся;
  • анализ возможностей реализации курса с учетом уровня подготовки школьников;
  • определение цели и дидактических задач курса;
  • определение принципов отбора содержания курса и его осуществления на основе содержательных линий, инвариантной компоненты, принципов конструирования вариативных компонентов;
  • планирование учебной проектной деятельности учащихся через отбор форм и методов, отбор форм контроля и самоконтроля, разработку информационного обеспечения курса;
  • разработка вариантов планирования и методических рекомендаций.
Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не рекомендуется.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося. Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована, в том числе с помощью дистанционного обучения.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективных курсов широко освещаются в предметных научно-методических журналах «Математика в школе».

Широкий выбор электронных пособий в помощь учителю представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/). 

Во внеурочной деятельности по математике наряду с привычными формами организации мероприятий рекомендуется широкое вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность. В стандартах основного общего образования предусматривается обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение ними учебно-познавательными приемами и практическими действиями.

Основу проектной и исследовательской деятельности составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. 

Результатом внеурочной деятельности по математике является участие обучающихся в научных конференциях, в Республиканской олимпиаде школьников по математике, других математических олимпиадах и конкурсах как очных, так и заочных, дистанционных.

Большое значение в решении поставленных проблем имеет плодотворная работа районных (городских), школьных методических объединений. Задача методобъединений - оказывать помощь учителям по следующим проблемам:
  • организация профильного обучения;
  • использование инновационных и информационных технологий в обучении математике с целью интенсификации учебного процесса;
  • совершенствование методики проведения урока;
  • совершенствование форм организации самостоятельной и проектной деятельности учащихся;
  • использование различных видов повторения как средства закрепления и углубления знаний;
  • вовлечение обучающихся с целью развития творческих способностей в различные математические конкурсы, проекты, олимпиады.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел математики