18-20 ноября 2015 года обучающиеся 5-11 классов общеобразовательных организаций гг. Донецка (Будённовский, Пролетарский, Ленинский, Калининский районы), Енакиева, Макеевки, Харцызска, Амвросиевского и Старобешевского районов принимали участие во втором этапе мониторингового исследования качества знаний по русскому языку в рамках Года образования и Года русского языка в Донецкой Народной Республике. Школьникам было предложено выполнить следующие виды заданий: диктант, грамматическое задание, изложение, тестовые задания, сочинение по прочитанному тексту.
Цель данного мониторинга – выявление реального уровня языковой и речевой грамотности учащихся 5-11 классов, разработка образовательной стратегии повышения качества языкового образования школьников, моделирование индивидуальных образовательных маршрутов и дорожных карт.
18 ноября учащиеся 11 классов учебных организаций г. Донецка (Будённовский, Ленинский районы) написали сочинение по прочитанному тесту, 10 класса (Калининский, Пролетарский районы) – выполнили тестовые задания по изученным разделам программы.
19 ноября девятиклассники школ города Харцызска написали сжатое изложение текста, представляющего собой описание бульвара Пушкина – одной из самых живописных улиц Донецка. Ученики удачно справились с заданием и продемонстрировали умение передавать содержание прослушанного, соблюдая правила родного языка. Ведь «нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» – писал К.Паустовский. «Знание русского языка – условие успеха» – под таким девизом прошёл второй этап мониторинга по русскому языку в городе Енакиево. «Родному языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда читаем, слушаем, говорим, пишем… Наша повседневная жизнь неразрывно связана с общением, а значит – с языком, с речевой деятельностью… Русскому языку нужно не только учиться, но и контролировать свои знания», – убеждены восьмиклассники общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 22 города Енакиево. «Два месяца школьники учились наблюдать, анализировать, исследовать, запоминать тексты мастеров слова разных стилей, создавать свои. В связи с этим проводились уроки-исследования, уроки–семинары, уроки–практикумы, ученики работали над сочинениями, изложениями, докладами, рефератами, устными сообщениями.
Восьмиклассники ежедневно совершенствовали свои знания, умения и навыки в области русского языка», – поделился секретами мастерства Болгаров М.В., учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 22 города Енакиево. «В день мониторинга учащиеся показывали умение работать с текстом, связно и логически правильно излагать его содержание. Восьмиклассники справились с поставленной перед ними задачей. В основном, ученики выделяли и запоминали главное в прослушанном тексте, осознавали авторское отношение к написанному, воспринимали особенности текста, осмысливали тему, хотя по-разному раскрывали её. Наверное, будут неточности, ошибки, но ребята понимали, что результаты проверки знаний помогут совершенствовать речь не только им, но и сотням мальчишек и девчонок, которые постигают огромный и сложный мир русского языка. Это придавало уверенность, повышало самооценку, поднимало настроение. А главное – появилась надежда на то, что уж эти ребята нашли для себя условие успеха».
20 ноября обучающиеся 7 классов общеобразовательных организаций г.Макеевки выполнили грамматическое задание и продемонстрировали реальный уровень языковой и лингвистической компетенции. Пятиклассники из школ Амвросиевского района и шестиклассники из Старобешевского района писали диктанты с целью проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоги мониторинга будут обобщены; планируется подготовка методических рекомендаций по повышению коммуникативной культуры и языковой грамотности обучающихся; запланирован ряд мероприятий по формированию языковой личности.
С заданиями второго этапа мониторинговых исследований можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com. Здесь же будут размещены обобщённые материалы, ключи и образцы ответов на задания, лучшие творческие работы школьников.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы
Отдел русского языка и литературы