2 ноября 2015 г.

Учебный предмет будущего: дебаты!

Внедряем новые стандарты!

Современные процессы обновления содержания образования должны основываться на инновационных идеях и, что особенно актуально, реализации межпредметных связей, так как информационная перегруженность обучающихся чрезвычайно высока. Применение дебатных технологий на дисциплинах общегуманитарного (история, иностранный язык, литература, обществознание и т.д.) и естественнонаучного цикла (биология, география, естествознание и т.д.) позволяет обучающимся наиболее полно применить на практике школьные знания, опираясь на свой жизненный опыт, принимать решения для достижения успеха.

Дебаты как особая форма дискуссии позволяют создать соревновательную среду, это целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Посредством данной учебной технологии гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть и соревноваться, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Эта форма особенно актуальна в гуманитарных дисциплинах, где знание невозможно преподнести как «объективно-истинное», в отличие от естественных и физико-математических знаний, истинность которых можно проверить экспериментальным путём. Здесь всегда сталкиваются субъективные позиции, мнения, точки зрения. Через такие столкновения осуществляется движение к истине. Будучи разновидностью интеллектуальной игры, дебаты формируют у обучающихся устойчивый интерес к обучению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность; универсальность; вариативность; ориентация на демократизацию учебного и дополнительного образовательного процесса, гуманистический характер и гуманитарная направленность; личностная ориентированность; ориентация на самообразование и самообучение учащихся.

Использование технологии дебатов позволяет реализовать целый комплекс учебных целей:
  • обучающие, так как это способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
  • развивающие, так как это способствует развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;
  • воспитательные, так как это способствует формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;
  • коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.
Задачи использования дебатов в учебном процессе:
  • Задачи содержательного плана:
  1. осознание обучающимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
  2. актуализация ранее полученных знаний, творческое переосмысление возможностей их применения.
  • Задачи организации взаимодействия в группе:
  1. выполнение коллективной задачи,
  2. согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению,
  3. соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности.
На пересечении этих задач происходит:
  • переработка сведений, информации для убедительного изложения;
  • представление своей позиции, ее аргументация;
  • выбор и взвешивание подходов к рассмотрению и решению проблемы.
Ознакомиться с принципами организации дебатных клубов и программой предмета «Дебаты» (английский трек) можно в отделе иностранных языков.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел иностранных языков