23 ноября 2015 г.

Современный урок − это творческая мастерская

21 ноября 2015 года завершили работу курсы повышения квалификации учителей физики по теме «Актуальные вопросы преподавания физики и астрономии в профильной школе».

Две недели плодотворной работы позволили учителям углубить свои знания об особенностях педагогического процесса в контексте новых Государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования на 2015-2017 гг.; определить стратегии обучения, которые наибольшим образом отвечают новым стандартам и программам по физике, разработать тактику их внедрения в учебный процесс.

Курсы повышения квалификации учителей физики стали особой рефлексивной средой, способствующей развитию профессиональных контактов в рамках «Мастерской победителя» Открытого республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «45 минут славы» Новиковой Елены Анатольевны.

Елена Анатольевна напомнила слушателям, что Государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования, в основе которых лежат личностно ориентированный, компетентностно ориентированный, системно-деятельностный подходы, предъявляют высокие требования к учителю. Она в увлекательной форме представила методы и приемы формирования предметных и метапредметных компетентностей учащихся. Новикова Е.А. продемонстрировала на практике, как прием «От слов к делу» позволяет сократить затраты времени на постановку цели урока, вместе с педагогами отработала приемы видео актуализации знаний, физической разминки, заданий в форме iq-тестов, «Пирамиды памяти». Изюминкой работы молодого педагога стал совместный со слушателями курсов минипроект по итогам мастер-класса.

Мастер-класс молодого учителя физики Новиковой Е.А. помог педагогам также в совершенстве овладеть современными интерактивными методами и мультимедийными технологиями обучения, свободно использовать видео- и аудиоматериалы как отправную точку для создания проблемной ситуации на уроке, организации дискуссии, учебного проекта.

Легенда педагогики Шаталов Виктор Федорович, разработавший систему обучения с использованием опорных сигналов − взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом, автор системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества, представил курсантам свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителя могут «научиться учить» всех детей физике и астрономии успешно и быстро, независимо от подготовки ребят.

Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова В.Ф., включающая около 200 педагогических открытий (среди них такие как принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников; оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокого уровня сложности и развития продуктивного мышления, игровые формы учебных занятий и др.), не утратила своей актуальности и сегодня: ее элементы широко используют в практической работе учителей физики нашей Республики.

Творческий синтез проверенного временем и педагогической практикой опыта корифея педагогики Шаталова В.Ф. и инновационного потенциала молодого педагога Новиковой Е.А. создали оптимальную атмосферу для развития профессионального творчества педагогов, изменения способа их деятельности и стиля мышления. 

В рамках работы курсов повышения квалификации учителя физики встретились с ведущими учеными физико-технического факультета Донецкого национального университета, обсудили с ними перспективы развития физики как науки, обменялись мнениями о продуктивных методах преподавания предмета, методике проведения демонстрационного эксперимента.

Активные формы общения повысили внутреннюю мотивацию педагогов к росту их профессиональной компетентности, содействовали саморазвитию и самореализации учителей физики.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин