1 декабря 2015 г.

Каким образом достигается метапредметный результат в обучении?

Внедряем новые стандарты!

Внедрение метапредметности позволяет демонстрировать ученикам процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Таким образом, актуализировать для них программный материал.

Методически путей формирования метазнаний в рамках конкретной предметной области два:

  • использование межпредметных связей;
  • реализация интегративного подхода.
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
  • развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
  • мыследеятельностная педагогика;
  • коммуникативная дидактика;
  • эвристическое обучение;
  • логико-смысловое моделирование;
  • школа М.Щетинина;
  • технология развития критического мышления и др.
По мнению специалистов (М.Е. Бершадский, М.В.Кларин, П.И.Третьяков, А.В.Хуторской и др.), общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющих поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность. Это специальная деятельность по построению учебного познания: исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.д.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.

«Доводы, к которым человек приходит сам, обычно убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим» (Паскаль).

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы действия, которые они получают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Принцип «метапредметности» заключается также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление дерева понятий, кластеров, схем «фишбоун», приемы свертывания информации (конспект, таблица, схема).

В практике образования обучающихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что изменяет сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать ученикам процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания