23 декабря 2015 г.

Профессиональное самоопределение обучающихся

Одной из задач Государственного образовательного стандарта в образовательной отрасли «технологии» является создание условий для самореализации, предпринимательской деятельности и профессионального самоопределения каждого ученика. На практике это реализуется при изучении курса «технология» в 9 классе и, особенно, в 11 классе – как переходной шаг от детства во взрослую жизнь. Переход обучающихся в мир взрослых отношений – ответственный и важный момент для выпускников школы.

Подростковый возраст – период становления личности, когда вчерашний ребёнок по-взрослому воспринимает окружающий мир. Наступает время, когда подросток определяет для себя жизненные цели, путь в будущее, своё место в этом сложном и большом мире. Готовность к выполнению новой социальной роли взрослого человека тяжело оценить без изучения представления молодёжи о  своём будущем. Для того, чтобы оценить планы старшеклассников, необходимо иметь представление об жизненных целях и ожиданиях. Изменения в общественно-экономической жизни страны значительно влияют на особенности выбора профессии подрастающим поколением. Поэтому, для проведения профориентационной работы  в образовательных организациях на надлежащем уровне необходимо обеспечить профконсультантов не только соответствующими инновационными технологиями, а и информацией о социально-профессиональных  ориентирах выпускников. Важно учитывать  актуальные профессиональные намерения детей, основные мотивы выбора ими профессии, факторы влияния на профессиональное самоопределение молодёжи.

В Кировском районе г. Донецка было проведено анкетирование обучающихся 10-11 классов. В выборе специальности учащиеся пренебрегают рабочими профессиями, что является негативным явлением, т.к. без надлежащего развития производства, которое тяжело обеспечить без высококвалифицированных кадров, нереально экономическое развитие государства. Анализ выбранных учащимися профессий свидетельствует, что выпускники имеют невысокий уровень информированности о современном мире профессий.

Как показал опрос среди факторов, которые имеют определяющее влияние на выбор будущей профессии, наиболее важными являются: престиж профессии (32,5%), реальная возможность трудоустроиться (29%), возможные заработки (17,3%). На выбор профессии не особо влияет мнение друзей, учителей, занятия в образовательном учреждении. Необходимо отметить, что важным фактором в выборе профессии является совет родителей. Об этом отметили 13,4% опрошенных.

По результатам опроса отмечено, что сознательному выбору профессии должны способствовать: введение специального курса, который бы знакомил с миром профессий (24,7%), экскурсии на производство (32%), более тесное сотрудничество с учебными заведениями, которые дают профессиональное образование. 

Анализ структуры профессиональной направленности старшеклассников показал, что дети ориентированы на экономико-финансовою деятельность (24,2%), компьютерную технику и информационные системы (22,9%), управлением и руководством персоналом (18,2%). Низкие показатели получила работа в сельском хозяйстве и бытовое обслуживание населения (1,3%), работа, связанная с материальным производством (2,6%).

Данные анкетирования свидетельствуют, что в учебных учреждениях ещё недостаточно ведётся профориентационная работа. Большую помощь в её проведении могут оказать уроки в мастерских, экскурсии, профориентационная работа учебных учреждения, проводящих профессиональное обучение, встречи с производственниками и т.д.. В настоящее время большую помощь в этом может оказать обучение или посещение межшкольных учебно-производственных комбинатов.

Кафедра естественно-математических дисциплин
и методики их преподавания
Отдел технологий