Для хорошего учителя главным всегда остаются взрослеющие души его учеников. А первым и очень важным источником духовности является родная земля, родные корни, история предков, преемственность нравственных заветов малой родины. Вот почему одной из первостепенных задач преподавания литературы словесники Кировского района г.Донецка считают приобщение к литературной истории Донбасса, изучение творческого наследия писателей и поэтов, которые в своих произведениях обращались к традициям, повседневной жизни представителей нашего края.
24 марта в Донецкой школе № 78 собрались учителя Кировского района, чтобы поделиться наработками в области преподавания литературы родного края. «Краеведческая мозаика» - так назвали целевое заседание методического объединения – круглый стол учителей русского языка и литературы, задачами которого было выявление и демонстрация творческого потенциала учителей по пропаганде литературного краеведения; распространение педагогического опыта словесников.
Презентовали свои наработки 12 школ. Учителя ОШ № 78 Великих Э.Н. и Савкова Е.В. представили замечательный пример сопоставительного анализа творчества Н.Хаткиной и Б.Пастернака и лингвистического анализа текста, который способствует не только мотивации в стремлении познать свой край, но и через краеведение изучить современную литературу в целом.
Популяризации и пропаганде литературного творчества Донбасса было посвящено и выступление учителей СШ № 115 Гудовой С.С., Карнейчик И.И. и Бориско Т.А. Предложенная литературно-музыкальная композиция «Сквозь тучи виден солнца свет» основана на современном материале – стихотворениях, посвящённых событиям 2014-2016 гг., и способствует формированию гармоничной личности гражданина, юного патриота Донецкой Народной Республики. Такую же плодотворную работу, нацеленную на привитие любви к Родине, гордости за свой народ, родной Донбасс, представили к обсуждению учителя ОШ № 112 Дараган О.А. («Краеведение на уроках русского языка и литературы»), ОШ № 97 Арзиманова В.Е. (внеклассное мероприятие «Родина моя» для 7 класса), ОШ № 82 Негода О.Ю. (материалы для проведения классных часов в 9 классе «Моё Отечество - Донбасс»). Предложенный материал способствует и ознакомлению с литературной панорамой современных писателей, поэтов Донбасса и приобщению учащихся к художественному творчеству.
Присутствующие были очарованы эмоциональностью и формой представления литературного материала учителя ОШ № 69 Марченко Л.З. – учитель предложила использовать в работе разработанные ею материалы для изучения творчества Николая Анциферова, воспевшего в своих произведениях мужество и величие людей шахтерской профессии, созидающих богатство и красоту родного края. Не было в аудитории человека, который не почувствовал бы себя сопричастным к людям шахтерской профессии, не ощущал бы уважение и любовь к труду, гордость за этих мужественных людей.
Учитель ОШ № 77, руководитель районного м/о, Савченко Е.А. познакомила со сборником методических материалов «Прописано сердце в Донбассе», где наряду с разработками уроков и литературно-музыкальных вечеров есть дидактические материалы: тесты, изменённые тексты для изучения стихосложения, вопросы для лингвистического, лексического анализа и другие материалы.
Содержательна программа кружка по литературе родного края, которую разработала учитель ОШ № 30 Маценька И.В. Цель программы - приобщить учащихся к золотой сокровищнице культуры, национальному богатству Донбасса, изучить творческое наследие края. Современный подход к пропаганде литературы Донетчины предложила Усова Б.Ю. - учитель ДОШ № 91. Это буктрейлеры по творчеству А.Ионова, А.Куприна, В.Сутченко - плод совместной работы учителей и учащихся школы.
Изучение, познание родного края, жизнь, история, природа, культура; быт, дела и характеры наших земляков, малая родина в её соотнесении к большой Родине, Отчизне, украинские и российские корни, историческая и культурная перезагрузка в процессе становления молодого государства – вот что такое краеведение в широком смысле слова. И мы понимаем, что в формировании нового гражданина новой страны весьма важным аспектом являются уроки литературы. А культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу на уроках и во внеурочной деятельности.
Методический кабинет отдела образования администрации Кировского района г.Донецка
Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы
Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы