5 мая 2016 г.

Аттестация завершена. Движение продолжается

Подходят к концу мероприятия аттестационного цикла 2015-2016 учебного года. Аттестационные комиссии завершают заседания и подводят итоги работы по изучению и оцениванию педагогической деятельности, анализу динамики квалификационных уровней педагогических работников образовательных организаций.

Аттестация педагогических работников проводится с целью стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня их профессиональной компетентности. При надлежащей организации она способствует росту качества образования, поскольку использование мотивационных ресурсов оптимизирует процессы непрерывного образования и саморазвития педагогических работников.

Необходимым условием успешного проведения аттестации является объективное оценивание результатов профессиональной деятельности педагогических работников в межаттестационный период. Для выполнения данной задачи центром менеджмента и аттестации Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования разработана Технология комплексного оценивания профессиональной деятельности (КОПД) педагогических работников. Решением ученого совета Донецкого РИДПО данная технология одобрена и рекомендована к внедрению в среде непрерывного образования педагогов. Справедливое и объективное оценивание стимулирует движение педагогических работников по индивидуальным траекториям развития, способствует росту профессионального мастерства и результатов педагогической деятельности, что в конечном итоге проявляется в повышении квалификационных категорий при аттестации.

Важно, чтобы педагогический работник мог самостоятельно проанализировать свою работу, собственные успехи, обобщить и систематизировать педагогические достижения, объективно оценить свои возможности, увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Центр менеджмента и аттестации Донецкого РИДПО осуществляет научно-методическое и организационное сопровождение внедрения Технологии КОПД по следующим направлениям:
  1. Создана и действует Республиканская лаборатория «Научно-методическое сопровождение непрерывного профессионального самосовершенствования педагогических работников». Платформа http://labkopd.blogspot.com/ предоставляет всем желающим педагогическим работникам возможность ознакомиться с параметрами, критериями оценивания и пройти своего рода самоаттестацию. Это помогает педагогу осознать собственные резервы и определить направления дальнейшего профессионального саморазвития, подготовиться и успешно пройти аттестацию. Нацеленность на конкретные результаты профессионального роста значительно повышает шансы на успех в движении педагогических работников к вершинам профессионального мастерства.
  2. Наиболее массовой формой внедрения системы КОПД остается работа с педагогическими работниками на курсах повышения квалификации. Сотрудниками центра менеджмента и аттестации на протяжении текущего аттестационного периода проведены занятия в 97 группах педагогических работников различных должностей. Около трех тысяч педагогов на занятиях не только ознакомились с нормативными основаниями и практикой аттестации, но и получили навыки адекватного самооценивания, научились проводить самоаттестацию по предусмотренным Технологией КОПД параметрам и критериям, с использованием предложенного инструментария.
  3. Цикл мероприятий межкурсового периода в текущем учебном году ориентирован на практическую составляющую: от инструктивно-методических совещаний осуществляется переход к тренингам и практическим занятиям с организаторами аттестации, менеджерами непрерывного образования. Обученные на тренингах специалисты методических служб проводят затем аналогичные занятия в городах и районах с членами аттестационных комиссий І и ІІ уровней.
  4. Обновляемая нормативная база аттестации, возрастающие ожидания в отношении объективности оценивания, обоснованности выводов, определили необходимость активизации работы также и с экспертами аттестационных комиссий. Проведенные практические занятия, организационно-методическое сопровождение деятельности экспертных групп обеспечили организованное осуществление экспертизы. В приоритетах центра менеджмента и аттестации на следующий год – дальнейшее развитие системы научно-методического сопровождения аттестационной экспертизы.
  5. Для сопровождения аттестации руководящих работников образовательных организаций подготовлен «Кейс аттестационных материалов руководителя». В помощь аттестующимся и аттестуемым в текущем году разработано и применено программное средство «Мониторинг результативности профессиональной деятельности руководителя образовательной организации в межаттестационный период». Начат переход к оптимальным формам предоставления и изучения аттестационных материалов в электронном виде («Электронное портфолио»).
  6. В текущем году готовится к выпуску серия методических пособий «Готовимся к аттестации» для учителей начальных классов, естественных дисциплин, истории, а также для работников дошкольных образовательных организаций.
  7. Популярностью среди педагогических и руководящих работников сферы образования пользуются электронные ресурсы для проведения самодиагностики в Центре дистанционной самодиагностики Донецкого РИДПО (http://www.center.donippo.org/). Более полутора тысяч педагогов республики воспользовались предоставленной возможностью, в том числе 126 руководящих работников образовательных организаций прошли тестирование в ходе личной аттестации. On-line тестирование позволяет педагогу не только получить оценку своего профессионального уровня, но и способствует совершенствованию компетентностей, поскольку неоднократное прохождение тестов с целью улучшения результата одновременно обучает тестируемого.
Современная политика в области образования направлена на оптимальное использование профессионального потенциала педагогических кадров, повышение уровня их профессиональной компетентности. Поэтому правильно организованная аттестация педагогических работников, в сочетании с иными управленческими решениями, способна содействовать созданию творческого микроклимата и увеличению вклада каждого педагогического работника в достижение положительных результатов работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр менеджмента и аттестации