25 октября 2016 г.

Стимулируем процесс выдвижения идей детьми во время «мозгового штурма»

Использование педагогами метода «мозгового штурма» в работе с обучающимися позитивно влияет на активизацию их мыслительной деятельности.
Этот метод позволяет укреплять целеустремленность в поиске решения поставленной задачи, появляется возможность обдумывать задачу более разносторонне и вместе с тем самокритично, происходит взаимообогащение знаниями и обмен взглядами между участниками. Однако при его использовании у многих педагогов возникают трудности. Так, на этапе выдвижения идей обучающиеся могут проявлять инертность, отсутствие креативности в ответах и интереса к самому «мозговому штурму».


С целью разрешения данной проблемы следует использовать специальные игровые приёмы активизации процесса выдвижения идей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Метод эмпатии. Эмпатия – вживание, представление себя на месте другого. Участник штурма должен сказать себе: «Я и есть объект, о котором идёт речь». Так, например, если на уроке по теме «Природные тела и явления» планируется аппликация с изображением ночного неба, педагог может предложить детям вспомнить какие небесные тела и явления они изучали и представить себя небом: «Я – ночное небо. Я бескрайнее и темное. Во мне живут миллиарды звезд. Некоторые звезды объединяются в созвездия и создают рисунок. А еще … (предложения детей)».
  2. Прямая аналогия. Разрабатываемый объект сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т.д. Например, во время изготовления костюмов для детей или взрослых ко Дню Земли можно рассмотреть характеристики основных природных стихий (земля, вода и воздух) или природных явлений (дождь, снег, град, ураган, ветер и т.п.).
  3. Вперёд, в будущее! Думайте о том, что будет, а не о том, что есть сегодня. Не ограничивайтесь действительностью. Нафантазируйте будущее!
  4. Что подскажут фигуры? Выберите какую-нибудь фигуру, цвета спектра, цифры или другие семантически богатые объекты и сравните их с объектом изучения. Например, при составлении карты своего района (города) сравнить объекты с различными плоскими геометрическими фигурами. Затем нарисовать карту-схему, обозначая эти объекты геометрическими фигурами-символами.
  5. Метод от противного. Великие озарения могут наступить, если вместо размышлений о том, как сделать что-то, попробовать решить вопрос, как этого не делать. Например, как выполнить домашнее задание, чтобы наверняка получить неудовлетворительную оценку?
  6. Нарисуйте идею. Ведущий просит каждого из участников оформить своё предложение в форме рисунка. И пусть все пытаются истолковать нарисованное.
  7. Активная пауза. Ведущий, услышав ценное, перспективное, по его мнению, высказывание, объявляет: «Давайте 3-4 минуты помолчим, и потом каждый выразит свое отношение к тому, что сейчас прозвучало». В тишине происходит интенсивная индивидуальная работа, как правило, развивающая высказанную идею.
  8. Оживите вещь. Неодушевленный предмет может стать более вдохновляющим, если вообразить его человеком или животным. Например, если бы планета Земля была животным, какими бы чертами характера она обладала, как себя вела, какой бы у нее был голос, с кем бы она дружила? и др.

Кафедра дошкольного и начального образования