25 октября 2016 г.

Основные характеристики высококачественного преподавания естественно-математических дисциплин

Современная история ставит перед педагогами сложные задачи, вызванные изменениями под влиянием двух больших революций: быстрой экономической глобализацией, с одной стороны, и экспансией информационных технологий – с другой. В этом контексте очевидность положительного эффекта качественного образования неоспорима.

Перечислим несколько тезисов, которые соотносятся с основными представлениями о высококачественном естественно-математическом обучении.

  1. Особенности педагогического мастерства могут быть приобретены учителем только благодаря опыту, взаимодействию с другими учителями и практике.
  2. Основным является не передача инструкций к действию, а процесс исследования.
  3. Обучение концентрируется на умении наблюдать, получать информацию, анализировать и классифицировать ее, предсказывать и проводить опыты (эксперимент).
  4. Хороший учитель побуждает к тому, чтобы учащиеся познакомились с новыми возможностями, предложили свои объяснения и вывели из них логические заключения.
  5. Обучение на основе здорового скептицизма стимулирует учащихся к взаимному анализу работ друг друга, к разделению действий на части и дальнейшему соединению составных частей работы, а также к пониманию того, как были достигнуты результаты.
  6. Обучение учитывает, признает и строится на различиях в методах преподавания и способностях учащихся, опирается скорее на развитие сильных сторон личности, чем на попытку избавиться от слабых.

Создание высококачественного обучения означает, что школьные советы, руководители учреждений, родители должны поддерживать учителей как главную движущую силу в учебных достижениях учащихся. Учителя должны иметь свободное время, нужное им для того, чтобы обновить знания, осуществить обратную связь в оценке качества преподавания своего предмета с целью его улучшения.

Древняя китайская притча гласит: «Лучшее время, чтобы посадить дерево – двадцать лет назад, второе лучшее время – сегодня». Мы верим, что к задаче улучшения качества преподавания естественно-математических дисциплин на местном и государственном уровнях педагоги подойдут с мудрых позиций.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания