8 февраля 2017 г.

Организация практической работы с объектами природы в начальной школе

В соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Окружающий мир» является: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В связи с этим особое место в системе уроков отводится практическим занятиям обучающихся. Именно уроки-практические занятия связаны с организацией работы младших школьников с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них, учатся устанавливать причинно-следственные связи.

В практической работе в деятельности учеников преобладает применение полученных знаний и умений на практике, что способствует их осознанному получению, расширению кругозора; решению задач контроля и коррекции знаний, умений и навыков; формированию универсальных учебных действий; стимулированию познавательной активности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учеников на практическом уроке:

  • объяснение учителя – теоретическое осмысление работы;
  • показ-инструктаж;
  • проба (этап, на котором два-три ученика выполняют работу под руководством учителя остальные наблюдают);
  • выполнение работы (этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание);
  • контроль.

Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных (отработка умений работы с инструментами, конкретными материалами, приборами, оборудованием, растениями и т.п.). Быть опытно-конструкторского характера, например, изготовление действующих моделей учебных пособий, разработка проектов, совершенствование технологических процессов.

По окончанию выполнения практических заданий обучающимися производится анализ полученных результатов, сравнение их с теоретическим данными, делаются выводы.

Защита практической работы проводится в форме эвристической беседы.

Предлагаем педагогам начального общего образования ознакомиться с методикой организации практических работ на уроках «Окружающего мира» и пополнить свой методический кейс материалами Петрушкиной А.И. «Практические работы на уроках окружающего мира» расположенными на сайте  отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/ ).
 
Кафедра дошкольного и начального образования

Отдел начального образования