В соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Окружающий мир» является: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В связи с этим особое место в системе уроков отводится практическим занятиям обучающихся. Именно уроки-практические занятия связаны с организацией работы младших школьников с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них, учатся устанавливать причинно-следственные связи.
В практической работе в деятельности учеников преобладает применение полученных знаний и умений на практике, что способствует их осознанному получению, расширению кругозора; решению задач контроля и коррекции знаний, умений и навыков; формированию универсальных учебных действий; стимулированию познавательной активности.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учеников на практическом уроке:
- объяснение учителя – теоретическое осмысление работы;
- показ-инструктаж;
- проба (этап, на котором два-три ученика выполняют работу под руководством учителя остальные наблюдают);
- выполнение работы (этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание);
- контроль.
Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных (отработка умений работы с инструментами, конкретными материалами, приборами, оборудованием, растениями и т.п.). Быть опытно-конструкторского характера, например, изготовление действующих моделей учебных пособий, разработка проектов, совершенствование технологических процессов.
По окончанию выполнения практических заданий обучающимися производится анализ полученных результатов, сравнение их с теоретическим данными, делаются выводы.
Защита практической работы проводится в форме эвристической беседы.
Предлагаем педагогам начального общего образования ознакомиться с методикой организации практических работ на уроках «Окружающего мира» и пополнить свой методический кейс материалами Петрушкиной А.И. «Практические работы на уроках окружающего мира» расположенными на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/ ).
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования